Как «грязное» производство может изменить структуру казахстанского экспорта - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

Как «грязное» производство может изменить структуру казахстанского экспорта

Об этом в рамках серии вебинаров Центра зеленых финансов МФЦА рассказала директор департамента международной интеграции АО «QazTrade» Айнур Амирбекова. Участники  обсудили актуальные вопросы устойчивого развития в 2022 году.

В последние годы Европейский Союз проводит работу по принятию целого ряда законодательных инициатив, направленных на достижение к 2050 году углеродной нейтральности. В частности, запланирован пересмотр европейской системы торговли выбросами (СТВ) и внедрение с 2023 года пограничного углеродного корректирующего налога (CBAM), который вводится в действие с 1 января 2026 года. До этого времени будет применяться уведомительный порядок.

Регулирование распространяется на такие импортируемые товары, как цемент, электроэнергия, удобрения, железо и сталь, алюминий.

Как пояснила Айнур Амирбекова, предполагается три зоны регулирования выбросов загрязняющих веществ: прямые выбросы при производстве, выбросы за электроэнергию и выбросы за сырье и материалы, используемые при производстве.

Сегодня 88% казахстанского экспорта в страны ЕС составляет нефть, 2,7% приходится на нефтепродукты, 4,7% — на основные металлы, 3,2% — другие продукты и 1,2% — сельхозпродукция.

Казахстан поставляет в значительных объемах товары из группы «алюминий». В 2021 году их валовый вес составил 90,2 тыс. тонн стоимостью 223,6 млн долларов. Поставки товаров из группы «железо и сталь» в 2021 году достигли 31,9 млн долларов, а валовый вес – 27,7 тыс. тонн.

«Была проведена оценка объема CBAM по данным уровня выбросов «аналогичных» производств в России и ЕС (брались наиболее худшие в экологическом смысле установки»). При этом важно отметить, что оценка зависит от постоянно изменяющейся цены на углерод. По оценкам, нагрузка на экспортеров алюминия достигнет 6,7%, для экспортеров металлургической продукции — составит около 1,1%, а экспортеры удобрений ощутят дополнительную нагрузку в размере 0,8%. Чем выше будет составляющая углерода в казахстанском экспорте, тем выше будут сборы в странах-импортерах ЕС», — такие данные озвучила Айнур Амирбекова в ходе вебинара.

На этом фоне могут возникнуть определенные риски как для экономики Казахстана, так и для казахстанских экспортёров. Во-первых, казахстанский товар подорожает, а его конкурентоспособность на европейском рынке снизится.  Во-вторых, велика вероятность потери рынка сбыта.

Чтобы минимизировать потери, бизнесу уже сейчас необходимо предпринимать активные действия. К примеру, промышленные компании могут рассмотреть электрификацию всех процессов производства и внедрять международные стандарты по декарбонизации. Еще один вариант — наладить поставки менее углеродоемких товаров на рынок ЕС, и наоборот, переориентировать экспорт углеродоемкой продукции на новые рынки.

«Компаниям нужно уже сейчас оценивать и верфицировать собственные выбросы, иначе в перспективе придется платить по среднеотраслевым значениям, которые окажутся для экспортера невыгодными. Также нужно быть готовыми подтвердить углеродоемкость продукции и настроиться на взаимодействие с регуляторами ЕС для проработки вопросов, возникающих в связи с введением CBAM», — заключила Айнур Амирбекова.

Напомним, АО «QazTrade» определен координатором проекта ОЭСР по разработке устойчивой инфраструктуры для низкоуглеводного развития.

Оставьте комментарий