6 декабря в своем выступлении перед Американским институтом предпринимательства и Брукингским институтом Г-жа А. Эллард отметила, что несмотря на перенос сроков проведения 12-й Министерской конференции (MК12) работа в рамках ВТО продолжается.
В частности, есть два ключевых вопроса, которые все еще необходимо решить: ответ ВТО на пандемию COVID-19 и субсидирование рыболовства.
Касательно вопроса о взаимосвязи между многосторонними и плюрилатеральными инициативами, а также региональными торговыми соглашениями, Г-жа А. Эллард отметила, что они могут сосуществовать и дополнять друг друга. «Будущее не будет плюрилатеральным или многосторонним; оно за соглашениями с переменной геометрией», — дополнила она. В то же время, такие глобальные проблемы как субсидирование рыболовства или разработка единого инструмента, регулирующего ценообразование на выбросы углерода, могут быть эффективно решены только на многосторонней основе.
Когда ее спросили о структуре ВТО и ее эффективности, Г-жа А. Эллард подчеркнула, что консенсус является «сердцем и душой» ВТО. ВТО состоит из 164 членов и любые изменения в процессе принятия решений должны исходить от них. Она также дополнила, что организация способна функционировать только при наличии доверия между ее членами. В этой связи, она отметила необходимость большей прозрачности и усилении мониторинга ВТО, который играет значимую роль в ее обеспечении.
Что касается урегулирования споров, Г-жа А. Эллард подчеркнула, что «правила ВТО, новые или старые, приносят лишь ограниченную пользу, если невозможно обеспечить их соблюдение». Поскольку ВТО в первую очередь ориентирована на страны-члены, Г-жа А. Эллард дополнила, что только они могут определить следующие шаги, необходимые для восстановления Апелляционного органа.
Доклад ВТО рекомендует способы устранения препятствий в торговле развивающихся стран, не имеющих выхода к морю[1]
В новой публикации ВТО, выпущенной 8 декабря, освещаются значительные торговые издержки, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю (далее – РСНВМ) из-за их изолированности от крупнейших мировых рынков. В докладе рекомендуются способы решения этих торговых проблем, чтобы РСНВМ могли расширить свое участие в международной торговле и ускорить восстановление после пандемии COVID-19.
Данный доклад исследует конкретные проблемы, с которыми РСНВМ сталкиваются в международной торговле, включая ограничения цепочки поставок, зависимость от стран транзита при импорте и экспорте, а также последствия пандемии COVID-19 для экономики РСНВМ.
Исследование показало, что торговые издержки РСНВМ в 1,4 раза выше, чем у развивающихся стран с береговой линией. Также в нем подробно описывается уязвимость РСНВМ к изменению климата, но отмечаются преимущества, которые могут принести этим странам торговля услугами и электронная коммерция.
И без того нестабильная торгово-экономическая ситуация в РСНВМ усугубляется мерами, принятыми правительствами для борьбы с пандемией COVID-19. В исследовании отмечается сокращение экспорта РСНВМ на 40% в период с апреля 2019 года по апрель 2020 года.
В исследовании подчеркивается, что выполнение Соглашения об упрощении процедур торговли имеет решающее значение для облегчения потока товаров через границы. В нем также подчеркивается важность улучшения транспортной связи, постановки цифровых технологий во главу угла политических целей, сокращения торговых издержек за счет перехода на цифровое оформление таможни и адаптации правил происхождения, а также санитарных и фитосанитарных мер к особым потребностям РСНВМ. Эти меры могут помочь облегчить препятствия в торговле РСНВМ и расширить их участие в многосторонней торговой системе. Они также будут способствовать восстановлению экономики РСНВМ и повышению их устойчивости к кризисам.
Всего в категорию РСНВМ попадают 32 страны. Из них 26 являются странами-членами ВТО и шесть — наблюдателями. В целом по состоянию на 2019 год на РСНВМ приходится 1,105% мировой торговли.
С докладом можно ознакомиться по ссылке:
Председатель переговоров по рыболовным субсидиям наметил дальнейшие шаги работы в новом году [2]
10 декабря 2021 года в рамках консультаций, проведенных после переноса 12-й Министерской конференции ВТО (MК-12), Председатель переговоров Посол Колумбии С. Уиллс сообщил, что переговоры по рыболовным субсидиям нацелены на скорейшее завершение в новом году. В январе 2022 года работа над проектом соглашения о рыболовных субсидиях будет продолжена в целях его дальнейшего представления на рассмотрение министров.
За несколько дней до переноса МК12 Посол С. Уиллс представил на рассмотрение министров проект соглашения о рыболовных субсидиях. Проект основан на коллективных усилиях членов ВТО и представляет собой наиболее вероятный способ достижения консенсуса после более чем 20 лет переговоров.
Германия выделяет 2,8 миллионов швейцарских франков на помощь развивающимся странам для соблюдения СФС стандартов и борьбы с COVID-19[3]
Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии внесло 2 675 000 евро (приблизительно 2,8 миллиона швейцарских франков) в Фонд стандартов и развития торговли (STDF) на 2021-2024 годы, чтобы помочь развивающимся и наименее развитым странам (НРС) обеспечить соблюдение международных торговых стандартов безопасности пищевых продуктов, здоровья животных и растений. Этот вклад также поможет этим странам отреагировать на проблемы, связанные с COVID-19, и оправиться от пандемии.
Вклад Германии будет использован для разработки и поддержки проектов, которые укрепят способность мелких фермеров, производителей, торговцев и правительств получить доступ к глобальным и региональным рынкам продовольствия и сельскохозяйственной продукции в соответствии со Стратегией STDF на 2020-2024 годы. Эти инвестиции в безопасность пищевых продуктов, здоровье животных и растений имеют решающее значение для развивающихся стран не только для поддержки экономического восстановления, но и для обеспечения долгосрочной устойчивости к COVID-19 и аналогичным потрясениям.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/publ_08dec21_e.htm
[2] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/fish_10dec21_e.htm
[3] https://www.wto.org/english/news_e/pres21_e/pr894_e.htm