Обзор рынка продуктов питания в фокусе семинара по экспорту агропродовольственной продукции из ЕС в Казахстан - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

Обзор рынка продуктов питания в фокусе семинара по экспорту агропродовольственной продукции из ЕС в Казахстан

Обзор рынка продуктов питания в фокусе семинара по экспорту агропродовольственной продукции из ЕС в Казахстан

 

В период с 27 по 31 мая 2024 года в городах Алматы и Астана состоялся визит делегации высокопоставленных представителей агропродовольственного сектора Европейского союза (ЕС) в сопровождении Европейского комиссара по сельскому хозяйству, г-на Януша Войцеховского.

Целью данной миссии высокого уровня является содействие экспорту европейских сельскохозяйственных продуктов питания и напитков в Казахстане и расширение их присутствия на рынке страны.

Участники делегации в составе 40 компаний представили следующие отрасли: молочная промышленность, мясо, фрукты и овощи, вина и спиртные напитки, растительные масла, шоколадные, кондитерские и хлебобулочные изделия, а также товары, такие как зерно, семена, корма для животных и другие.

В рамках данного визита проведены различные тематические сессии, B2B встречи, а также организована ярмарка. В частности, 27 мая т.г. в г.Алматы состоялся семинар по доступу на рынок, посвященный вопросам экспорта агропродовольственной продукции в Казахстан.

В ходе данного мероприятия, были обсуждены особенности осуществления экспортных процедур и процедур регистрации, маркировка, правила фитосанитарии и безопасность пищевых продуктов, логистика и каналы дистрибуции продуктов питания, а также вопросы стратегического планирования и налаживания бизнес-контактов.

На специальной сессии на тему «Ознакомление с рынком продуктов питания и напитков в Казахстане: текущая динамика, тенденции и вызовы для экспортеров» от QazTrade выступила руководитель Школы экспортеров QazTrade Academy и директор департамента международной интеграции Айнур Амирбекова, PhD.

Она отметила, что общий товарооборот Казахстана с Европейским союзом достиг отметки в 41,4 млрд.долл.США.  При этом доля продуктов питания в структуре казахстанского импорта потребительских товаров составляет 24%, что сопоставимо с показателями развитых стран. В целом в январе-апреле 2024 года в Казахстане отмечен рост товарооборота во внутренней торговле на 6,4% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года.

Справочно: рост розничной торговли составил 12%, оптовой торговли- 4%, а общая площадь торговых площадей составила более 12 млн. кв.м., из которых 70% (8,8 млн. кв.м.) приходится на нестационарную торговлю и 30% (3,8 млн. кв.м.) на стационарную. В структуре розничной торговли на продукты питания приходится 29%, а в оптовой торговле- 21%.

При этом была отмечена важнейшая роль электронной коммерции в контексте новых моделях развития торговли и продвижения продуктов питания. Так, прогнозируется, что в 2026 году общемировая доля электронной коммерции составит 27%, а рынок электронной коммерции в формате B2C вырастет на 30%, составив 8,3 трлн. долл. США.

Далее Айнур Амирбекова поделилась с участниками семинара информацией о роли и вносимом вкладе QazTrade по дальнейшей диверсификации экономики Казахстана. Это поддержка бизнеса в рамках внутренней торговли и продвижения экспорта, а также защита национальных интересов страны в рамках торговой и экономической интеграции.

В завершении своего выступления Айнур Амирбекова рассказала об образовательной платформе для экспортеров QazTradeAcademy (qaztradeacademy.kz) и Торговом портале по упрощению процедур торговли (tradeinfo.kz). Оба веб-сайта были запущены в 2022 году Международным торговым центром совместно с Министерством торговли и интеграции РК и QazTrade при финансировании Европейского союза. Администратором обеих платформ является QazTrade. На онлайн-платформу qaztradeacademy.kz загружено 49 вебинаров в рамках бизнес-практикума «Умный Экспорт», а также 13 специализированных модульных курсов. В свою очередь, на Торговый портал tradeinfo.kz внесено описание торговых процедур по более чем 80 видам товаров; всего Торговый портал насчитывает более 6 000 активных пользователей.