Арман Абенов: Мы научились производить, но еще не научились торговать - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

Арман Абенов: Мы научились производить, но еще не научились торговать

На что бизнесменам надо обратить внимание при выходе на внешние рынки

Внешние геополитические факторы неоднозначно влияют на экспортный потенциал страны: есть как позитивные, так и негативные моменты. На что бизнесменам надо обратить внимание при выходе на внешние рынки, где найти техрегламенты разных стран и какие направления перспективны для казахстанских товаров – об этом корреспондент «Капитал.kz» побеседовал с председателем АО «Центр развития торговой политики QazTrade» Арманом Абеновым.

— Арман Даулетович, в самом начале беседы хотелось бы уточнить: какой объем товарооборота сложился в ушедшем году и к какому показателю мы стремимся?

— Товарооборот Казахстана по обработанным товарам за январь – ноябрь 2019 года составил $45,6 млрд, что на 7,9% выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Из них доля экспорта – $13,8 млрд. Наша цель – к 2025 году увеличить объем экспорта обработанных товаров на $9 млрд.

— Как и какие  геополитические факторы влияют на наращивание экспортного объема несырьевых товаров?

— Внешние геополитичекие факторы имеют влияние на Казахстан, который интегрирован в мировую экономику почти 30 лет в статусе независимого государства. Торговые войны между Китаем и США, которые мы наблюдаем в течение последних двух лет, также влияют на экономику страны. Например, Китаю необходимо было девальвировать свой юань, что привело к удорожанию китайских товаров, импортируемых в Казахстан. Это так называемая завезенная инфляция. К тому же для производства переработанной продукции, например молочной – сыр, масло и т.п., мы часть необходимых составляющих (упаковка, белки и другие составляющие) также завозим извне. Соответственно, если тенге будет дешеветь к стоимости валют наших стран-партнеров, в том числе юаня, то стоимость импортного товара для нас будет дороже. И это закладывается в цену товара внутри страны.

С другой стороны, есть и плюсы: мы стали наращивать свою экспортную долю в Китай в части продуктов питания. Я был в декабре прошлого года в нескольких городах Китая- Урумчи, Сиань, Ухань,  Шанхай, и увидел, что на местных прилавках присутствует товар казахстанских производителей. В Ухани, например, открылась наша «полка», и большим спросом пользуются наши продукты питания: масло растительное, мука, печенье, макароны, безалкогольные напитки и воды.

Что касается ближневосточного направления, то казахстанские экспортеры мяса наладили хорошие объемы поставки мяса баранины, например, в Иран. Но так как страна находится под санкциями, экспорт продукции усложнился, потому что не работает система SWIFT. И поскольку стало сложнее получить оплату за товар, то многие наши производители – «Кублей», «Мереке Ет», «Онтустук Халал» и Impaire Food – прекратили поставки. Надеюсь, это временные трудности.

Если говорить об экспорте в рамках Евразийского экономического союза, то  для Казахстана есть позитивные изменения, так как товарооборот между странами вырос. Но здесь стоит признаться, что импорт в страну готовой продукции из государств содружества, также вырос. Здесь могу отметить, что возникает  ряд препятствий при экспорте наших товаров на рынок РФ. А точнее, рынки регионов России. Дело в том, что федеральное устройство Российской Федерации предполагает, что местные региональные власти имеют право принятия самостоятельных решений. В том числе и по защите своих производителей продукции и своих рынков от импортных. Министерство торговли и интеграции и центр «QazTrade» изучают каждый случай, и на переговорных площадках отстаивают интересы наших компаний-экспортеров.

— Можно ли говорить о том, что у казахстанских товаров уже сложилась репутация на зарубежных рынках?

— Приведу в пример Китай, как один из крупнейших рынков – потребителей наших товаров. Здесь репутация казахстанских продуктов заслуженно положительная и имеет высокую оценку у местных потребителей, потому что казахстанские производители действительно предлагают качественный продукт. Наша продукция настолько хороша, что ее «воруют»: я сам видел казахстанские конфеты, на которых была приклеена этикетка «Made in Russia». То есть казахстанские конфеты «Рахат» настолько популярны, что им меняют этикетку и выдают за российские. Это, наверное, и есть подтверждение успеха отечественных товаров у китайского потребителя. Хотя сам по себе данный факт не очень приятный.

Но, увы, при том, что отечественные производители научились производить, они еще не научились продавать. Маркетинг в современной торговле играет едва ли не первостепенное значение: качество упаковки, ее форма и цветовая гамма – все это привлекает покупателей не меньше, чем содержимое. Поэтому мы рекомендуем нашим экспортерам более тщательно продумывать «внешнюю подачу» своих товаров и учитывать особенности покупательской культуры. Например, в Китае предпочитают покупать конфеты в ярких красных обертках, а масло – в 5-литровых бутылях, а не по одному литру, как мы привыкли делать это на родине.

— Это говорит о том, что отечественная упаковка не настолько привлекательна, чтобы продукция продавалась?

— Совершенно верно. Отечественные производители должны искать варианты наиболее привлекательных маркетинговых решений, чтобы выделяться на зарубежных прилавках. «QazTrade» на сегодня переориентирует свою деятельность на полную поддержку отечественных экспортеров. Специалисты центра готовы оказывать содействие в поиске маркетиноговых решений, способствующих росту продаж товаров. Проще говоря, они будут давать рекомендации, как должна выглядеть упаковка, для того чтобы китайский потребитель ее оценил.

Конечно, есть еще санитарные требования и технические регламенты к продукции в каждой отдельно взятой стране. Для того чтобы упростить или облегчить выход на рынок наших товаров за рубежом, например, в Китай, Комитет технического регулирования и метрологии Минторговли выпустил справочник, в котором собраны все имеющиеся требования к импортным товарам: от порядка прохождения соответствия товаров до прописанного механизма выхода товара на китайские полки.

— Если мы сейчас говорим о китайском рынке, то насколько он открыт для сотрудничества?

— У китайского рынка есть требования, которые, в принципе, есть и у других рынков: чтобы товары отвечали стандартам этой страны. Но о том, насколько КНР заинтересована в импорте товаров из Казахстана, говорит тот факт, что китайские партнеры на базе «QazTrade» намерены открыть обучающие центры по маркировке, экостандартам, аккредитации и сертификации товаров. То есть казахстанские производители смогут  получить консультации и необходимые документы для оформления экспорта товара и его максимального ускорения выхода и продвижения на китайские прилавки, не выезжая из страны.

Кстати, сейчас китайские власти активно ищут производителей готовых продуктов питания. Китай заинтересован в наращивании, например, импорта мяса свинины и комбикормов из Казахстана. Дело в том, что у них свиноводческая отрасль сильно пострадала от свиного гриппа, что привело к дефициту мяса на рынке. А значит – у нашей страны есть огромный потенциал занять эту весьма выгодную нишу на самом «прожорливом» рынке мира.

— То есть в целом казахстанским производителям для сбыта своей продукции открыты уже не «окна», а «двери» ?

— Кроме китайского рынка, постепенно открывается узбекский рынок сбыта. Есть возможности продаваться на российских прилавках. Только за Уралом, где 10 из 12 месяцев – холодный сезон, проживает около 60 млн человек. И они – потенциальные потребители наших экспортных продуктов. Например, картофеля. По оценкам «QazTrade», чтобы покрывать внутренний спрос, нужно выращивать приблизительно 1,8 тонн картофеля, а выращивается 3,7 млн тонн. То есть излишки продукции могут использоваться для экспорта на внешние рынки, например в Россию и Узбекистан. Кстати, Узбекистан уже третий год подряд активно скупает у нас картофель: в прошлом году было экспортировано более 200 тыс. тонн. В Россию ввозится порядка 60 тыс. тонн. Конечно, нам очень нужно развивать товарные биржи, которые бы могли обеспечивать фьючерсные сделки, развивать логистическую инфраструктуру со складами и оптово-распределительными центрами (ОРЦ), а также совместно с соседними странами формировать транснациональные сети и электронные площадки продаж.

— Какие механизмы сегодня уже работают и достаточно развиты, чтобы отечественные компании-экспортеры могли пользоваться ими и максимально быстро наладить продажу своего товара на зарубежных рынках?

— Государство предоставляет широкий спектр инструментов для поддержки отечественных экспортеров. Фонд «Даму» субсидирует процентные ставки, Минторговли обеспечивает экспортерам выезд на международные выставки, Казахстанский центр развития индустрии – покрывает экспортные затраты, страхование экспортных кредитов обеспечивают KazakhExport и Банк Развития Казахстана (последний берет на себя кредитование крупных экспортеров), НПП «Атамекен» проводит обучение кадров и специалистов экспортных компаний. К тому же на базе Nazarbayev University запущена обучающая программа для начинающих бизнесменов: предприниматели изучают, как разработать бизнес-план, заполнить  таможенные деклорации, бухгалтерские и налоговые отчеты. Также работает программа «Старший сеньор», которая подразумевает консалтинг специалистов высшей категории из стран Европы для отечественных бизнесменов.

Мы в «QazTrade» сегодня занимаемся акселерацией бизнеса и помогаем компаниям выходить на внешние рынки: рассказываем и показываем, как правильно и максимально  быстро выводить товаров на экспорт, какие требования нужно соблюдать и как им соответствовать, помогаем в поиске партнеров по сбыту товара. К тому же мы разрабатываем компании маркетинговую аналитику. В общем, предлагаем, причем полностью бесплатно, полный спектр услуг для сопровождения наших товаров от производителя до зарубежного потребителя.

Мариям БижикееваKapital.kz

Оставьте комментарий