Зачем бизнесу масштабироваться, как покорять новые рынки и суметь удержать интерес зарубежного покупателя? Ответы на эти вопросы получили предприниматели на обучающем семинаре-тренинге по экспорту и международной торговле в Астане, который провели эксперты QazTrade в рамках проекта Европейского Союза.
Открывая первый день обучения, заместитель генерального директора Центра развития торговой политики QazTrade Нурлан Кулбатыров рассказал о действующих мерах господдержки экспорта. В первую очередь они рассчитаны на представителей малого и среднего бизнеса. Самым востребованным инструментом у предпринимателей является возмещение затрат на транспортировку и продвижение экспортных товаров и услуг.
«Многие экспортеры сталкиваются с трудностями при доставке товаров, мы возмещаем транспортные расходы компаниям. При этом, чем сложнее товар, тем больше средств сможет вернуть экспортер. К примеру, при отправке пшеницы, сумма возмещения не превысит 30% от затрат. Если же предприятие экспортирует макаронные изделия или глютен, а это более сложное технологическое производство, то ему могут вернуть до 80% транспортных расходов», — пояснил Нурлан Кулбатыров.
Начинающие и действующие компании-экспортеры могут принять участие в ежегодной программе акселерации, которая помогает повысить экспортный потенциал предприятий, найти партнеров и освоить новые рынки сбыта. Для этого организуются торгово-экономические миссии для казахстанских товаропроизводителей в приоритетные соседние страны, Ближний Восток и другие.
Как отметила доктор PhD по экономике, директор департамента международной интеграции Центра развития торговой политики QazTrade Айнур Амирбекова, перед выходом на зарубежные рынки необходимо изучить требования страны-импортера, стандарты качества, понять экспортный потенциал товара.
«Привлекайте специалистов-маркетологов, которые заранее проанализируют бизнес-процессы и востребованность продукции, сделают прогноз и посадят его в вашу экспортную стратегию. Усильте сертификацию, качество соответствия своей продукции зарубежным требованиям. Многие компании на это не обращают внимания, но нужно постоянно этим заниматься, выделить специального человека, который будет повышать свои знания в этом направлении», — подчеркнула Айнур Амирбекова.
При этом всегда необходимо учитывать риски, связанные с экспортом. Казахстан в основном экспортирует через транзитные страны. Если товар отправляется в Европу, то, как правило, используются мультимодальные перевозки. В этом случае рекомендуется застраховать свой груз.
По словам Айнур Амирбековой, казахстанские продовольственные товары очень востребованы на рынке. Однако случается, что наши компании не всегда могут поставить необходимые покупателю объемы. Поэтому вступая на путь экспорта, лучше заранее продумать экспортную стратегию и использовать масштабирование бизнеса.
«Если вы будете думать не только с точки зрения получения прибыли, но и с позиции создания стабильного бизнеса, которым через 20-50 лет будут заниматься ваши дети, то вы будете в двойном выигрыше», — обратилась доктор PhD к участникам семинара и привела в пример опыт крупных брендов и корпораций.
На обучающем тренинге консультанты представили информацию по четырем основным темам: Правила международной торговли, Процесс экспорта, Требования рынка Европейского союза, Качество и соответствие.
Помимо этого, предпринимателям презентовали полезные ресурсы — Торговый портал Казахстана и обучающую платформу QazTrade Academy. Здесь представители малого и среднего бизнеса могут не только найти данные о том, как заполнить таможенную декларацию, узнать, как получить сертификат о происхождении товара, какие шаги предпринять, чтобы вывести продукцию или услугу на экспорт, но и пройти онлайн-обучение и получить сертификат.
Семинар в Астане завершил серию обучающих тренингов для предпринимателей по программе Ready4Trade. С 2022 по 2023 годы инструкторы Международного торгового центра совместно с экспертами QazTrade провели 27 офлайн-семинаров в 17 городах Казахстана, в них приняли участие 1690 потенциальных и действующих экспортеров.