Новостной дайджест - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

Новостной дайджест

Содержание дайджеста

  • В преддверии МК12 участники завершили обсуждение переговорного текста по внутреннему регулированию
  • Общественный форум обозначил приоритеты предстоящей реформы ВТО: климат, пандемия, электронная коммерция и инклюзивность
  • Созданы Третейские группы по рассмотрению пошлин на сталь в Китае и мер по импорту продуктов питания в Панаме
  • COVID-19 может привести к четырем «потерянным десятилетиям» гендерного равенства

В преддверии МК12 участники завершили обсуждение переговорного текста по внутреннему регулированию[1]

В рамках встречи, состоявшейся 27 сентября, участники завершили обсуждение переговорного текста по внутреннему регулированию, подготовив тем самым основу для завершения переговоров по данному вопросу на 12-й Министерской конференции (МК12) в конце ноября. Как отметил координатор Хайме Коги Ариас из Коста-Рики, достигнутые договоренности представляют собой прорыв в переговорах. Единственным незавершенным элементом на сегодняшний день остается составление перечней обязательств, формирование которых участники будут также стремиться завершить к упомянутой выше МК12.

Переговоры

Переговоры направлены на обеспечение того, чтобы процедуры по внутреннему регулированию торговли услугами были четкими, предсказуемыми и прозрачными и не ограничивали торговлю. При этом они предусматривают гибкие возможности, которые позволят правительствам применять меры и обеспечивать соответствующее регулирование согласно целям их национальной политики и уровню развития.

В контексте процедур выдачи разрешений поставщикам услуг участники договорились включить в текст положение о недискриминации между мужчинами и женщинами. Это будет первое достигнутое по итогам переговоров ВТО положение такого рода. Также участники согласовали факультативный раздел с положениями по финансовым услугам с максимальным переходным периодом в семь лет для развивающихся стран, которым потребуется больше времени для их имплементации.

Координатор предложил участникам представить обновленные предварительные перечни обязательств к 29 октября, чтобы способствовать завершению переговоров к МК12, которая состоится в период с 30 ноября по 3 декабря. На сегодняшний день ВТО представлено в общей сложности 34 предварительных перечня обязательств, охватывающих 60 членов ВТО.

Общественный форум обозначил приоритеты предстоящей реформы ВТО: климат, пандемия, электронная коммерция и инклюзивность[2]

29 сентября представители правительства, бизнеса и гражданского общества изложили свои взгляды на то, как сделать ВТО подходящей для целей современного мира торговли. Решение проблем пандемии COVID-19 и изменения климата, адаптация правил ВТО к современной цифровой экономике и обеспечение того, чтобы выгоды от торговли распространялись на всех, — вот некоторые из тем, которые были подняты в рамках Общественного форума — заседания высокого уровня по укреплению многосторонней торговой системы.

Определяя свои приоритеты в области реформы, участники заседания обратили внимание не только на решение новых проблем, но и те вопросы, которые были на повестке дня в течение многих лет, такие как сельское хозяйство, правила субсидирования рыболовства и особый и дифференцированный режим для развивающихся и наименее развитых стран.

Джон У. Дентон, Генеральный секретарь Международной торговой палаты, отметил важность восстановления эффективной работы ВТО, чего в настоящее время не происходит.

Карлос Мария Корреа, исполнительный директор Южного Центра, подчеркнул необходимость преодоления нынешней фрагментации международной системы правил торговли и призвал к созданию торговой системы, ориентированной на потребности и права людей. Он отметил, что «кризис COVID-19 показал миру глубокие асимметрии, существующие во многих экономических и социальных аспектах, а также аспектах здравоохранения. Постпандемическая реальность должна предоставить возможность создать новую систему, основанную на равенстве и солидарности, которая будет действительно эффективной», добавил он.

Энн-Мари Тревельян, государственный секретарь Соединенного Королевства по международной торговле, заявила, что в рамках предстоящей МК12 членам ВТО необходимо добиться прогресса в трех областях: содействие улучшению функционирования ВТО путем возобновления работы переговорной функции; модернизация существующих правил в таких областях как здравоохранение и окружающая среда, электронная коммерция и расширение экономических прав и возможностей женщин; и содействие свободной и справедливой торговле путем борьбы с практикой, искажающей рынок и обеспечения того, чтобы члены брали на себя обязательства, соизмеримые с их размером и уровнем развития.

«Приближающаяся министерская конференция — это идеальный момент, чтобы поразмыслить о необходимости решения этих проблем всеобъемлющими, гибкими и прозрачными способами, а также для достижения результатов, которые члены хотят видеть» — отметила она.

Созданы Третейские группы по рассмотрению пошлин на сталь в Китае и мер по импорту продуктов питания в Панаме[3]

Орган по разрешению споров (ОРС) на своем заседании 27 сентября принял решение создать две новые Третейские группы по рассмотрению споров. По запросу Японии Третейская группа рассмотрит антидемпинговые пошлины Китая на импорт нержавеющей стали из Японии. По запросу Коста-Рики Третейская группа рассмотрит меры, введенные Панамой в отношении импорта различной сельскохозяйственной продукции из Коста-Рики.

DS601: Китай — Антидемпинговые меры в отношении изделий из нержавеющей стали из Японии

Япония направила второй запрос на создание Третейской группы ВТО для вынесения решения по антидемпинговым мерам, введенным Китаем в отношении продукции из нержавеющей стали из Японии. Первый запрос Японии на создание Третейской группы был заблокирован Китаем 30 августа. Япония подтвердила свою убежденность в том, что меры Китая несовместимы с его обязательствами по Генеральному соглашению по тарифам и торговле 1994 года и Антидемпинговому соглашению ВТО.

Китай выразил сожаление о решении Японии подать второй запрос и заявил, что поддерживает свой внутренний антидемпинговый режим в соответствии с правилами ВТО, а правительство проводит прозрачные и справедливые расследования. Китай заявил, что готов к дальнейшим обсуждениям с Японией для разрешения этого вопроса.

ОРС согласился на создание комиссии. Бразилия, Канада, Австралия, Корея, США, Россия, Вьетнам, Европейский Союз, Саудовская Аравия и Индия зарезервировали свои права третьих лиц на участие в разбирательстве.

DS599: Панама — Меры в отношении импорта определенных продуктов из Коста-Рики

Коста-Рика направила второй запрос на создание Третейской группы ВТО для вынесения решения по мерам, введенным Панамой в отношении различного импорта из Коста-Рики, в том числе молочных и мясных продуктов, рыбных кормов, клубники, ананасов и бананов. Первый запрос Коста-Рики был заблокирован Панамой на заседании ОРС 30 августа.

Коста-Рика подтвердила давние и успешные торговые отношения с соседней страной. Однако, она также отметила, что решение Панамы запретить импорт некоторых товаров из Коста-Рики за последние два года не имеет научного обоснования, поскольку каких-либо изменений в фитосанитарном статусе или в статусе риска рассматриваемых продуктов, которые оправдали бы отказ Панамы от продления разрешения на импорт, за указанный период не наблюдалось.

Панама заявила, что спор является результатом того, что власти Коста-Рики не инициировали процедуру возобновления разрешений, что позволило бы продолжить импорт продуктов и которую Панама имеет право запросить. Панама выразила сожаление о решении Коста-Рики продолжить рассмотрение своей жалобы в ВТО, отметив при этом готовность добросовестно участвовать в рассмотрении спора.

ОРС согласился на создание Третейской группы. Бразилия, Канада, Китай, Австралия, США, Россия, Великобритания, ЕС, Индия, Гондурас, Никарагуа и Мексика зарезервировали свои права третьих лиц на участие в разбирательстве.

DS602: Китай — Антидемпинговые и компенсационные меры в отношении вина из Австралии

Австралия направила первый запрос на создание Третейской группы для вынесения решения по антидемпинговым пошлинам Китая на импортируемое австралийское вино. Австралия утверждает, что эти меры несовместимы с различными положениями Антидемпингового соглашения ВТО и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.

Австралия отметила, что Китай ранее был значимым экспортным рынком Австралии для экспорта вина, на который приходилось 37% от общего объема экспорта, но после введения пошлин продажи значительно снизились и фактически закрыли китайский рынок для австралийских вин. Австралия неоднократно взаимодействовала с Китаем по этому вопросу как на двусторонней основе, так и на площадке ВТО, но эти усилия, а также консультации по спорам, проведенные 9 августа, не привели к разрешению вопроса. Поскольку никаких конкретных шагов для решения этой проблемы предпринято не было, Австралия заявила, что просит создать Третейскую группу. Австралия ценит свои общественные и экономические связи с Китаем и остается открытой для обсуждения этого вопроса и выработки решения.

Китай заявил, что не может согласиться с запросом Австралии. Он поддерживает свой внутренний антидемпинговый режим в соответствии с соответствующими правилами ВТО и проводит расследования справедливым и прозрачным образом. Чтобы избежать «двойного применения средств защиты», Китай решил не вводить компенсационные пошлины на импорт. Китай отметил, что Австралия не поднимала вопрос о компенсационных пошлинах в запросе на создание Третейской группы, что, по мнению Китая, является конструктивным шагом для урегулирования спора. Китай считает, что преждевременно создавать Третейскую группу по этому спору и готов к дальнейшему взаимодействию с Австралией для разрешения этого вопроса.

ОРС принял к сведению заявления сторон и согласился вернуться к рассмотрению этого вопроса если потребуется.

Заявление Марокко относительно доклада Третейской группы по спору «Марокко — окончательные антидемпинговые меры в отношении школьных учебников из Туниса» (DS578)

Марокко выступило с заявлением о начале переговоров с Тунисом с целью урегулирования разногласий по поводу процедурных последствий, вытекающих из апелляции Марокко на доклад Третейской группы в разбирательстве по спору DS578. Двусторонние консультации на техническом уровне состоялись 24 сентября и Марокко надеется, что эти переговоры приведут к дружественному решению вопроса.

Тунис выразил удовлетворение, что Марокко согласилось участвовать в этих консультациях и предложил сторонам предоставить членам отчет о ходе консультаций на следующем заседании ОРС.

Европейский Союз отметил, что этот случай является еще одним примером, показывающим серьезные последствия, проистекающие из продолжающейся блокировки новых членов Апелляционного органа, что подрывает основные права всех членов ВТО. Россия добавила, что продолжающаяся блокада угрожает системе и подрывает доверие к ВТО. Канада вновь предложила Марокко и Тунису рассмотреть вопрос о присоединении к многосторонней временной апелляционной схеме в качестве альтернативы завершения апелляционного производства.

Заявление Китая относительно доклада Третейской группы по спору «США — защитная мера в отношении импорта фотоэлектрических продуктов из кристаллического кремния» (DS562)

Китай резко раскритиковал решение Третейской группы в споре DS562, которое было распространено 2 сентября и на которое 16 сентября им была подана апелляция. Китай заявил о глубокой обеспокоенности систематически неверными выводами, сделанными Третейской группой, а также тем, что впервые иск заявителя против защитной меры был полностью отклонен. Китай отмечает, что доклад Третейской группы в значительной мере отличается от ранее принятых решений и существенно снижает порог для введения защитных мер. Такого рода посыл Третейской группы приведет к злоупотреблению защитными мерами и, таким образом, серьезно подорвет основанную на правилах многостороннюю торговую систему.

Далее Китай представил подробную информацию о серьезных юридических ошибках, содержащихся в решении, включая грубое и неправильное толкование юридических требований для введения защитных мер, а также серьезное непонимание надлежащей роли Третейской группы в рассмотрении расследований по их применению. Китай заявил, что защитные меры являются чрезвычайными мерами для чрезвычайных ситуаций и не могут использоваться в качестве удобного инструмента для сохранения отечественной отрасли, находящейся в плохом состоянии из-за собственных деловых решений и ущерба, вызванного другими факторами.

США заявили, что Китаю следует сосредоточиться на более значимых вопросах. Во-первых, важным является то, что Третейская группа ВТО сочла, что меры защиты США соответствуют правилам ВТО. США приветствуют эти выводы, но также отмечают, что победа была достигнута очень высокой ценой, а именно — подавлением успешной промышленности США нерыночными избыточными мощностями Китая. Этот спор демонстрирует, что правила ВТО не ограничивают действенным образом пагубное нерыночное поведение Китая. Во-вторых, важным является также то, что Китай снова попытался использовать систему урегулирования споров ВТО в качестве инструмента для создания новых правил, которые ограничили бы способность члена защищаться от нерыночной практики Китая. Однако Третейская группа справедливо отвергла все аргументы Китая.

США выразили сожаление о решении Китая обжаловать доклад Третейской группы, несмотря на неопровержимые доказательства разрушительных последствий нерыночной практики Китая. Защитная мера служит для поддержания усилий отечественной промышленности США по адаптации к конкуренции с импортом после того, как избыточные мощности солнечных элементов и модулей из Китая поставили отрасль на грань исчезновения.

Китай ответил, что его апелляция была направлена ​​не на отсрочку принятия доклада по спору или создание новых правил, а на обеспечение справедливого и разумного толкования правил ВТО с учетом ранее принятых решений.

ЕС заявил, что это дело является еще одним примером серьезных последствий, проистекающих из продолжающейся блокировки назначений в Апелляционный орган с 2017 года, что подрывает способность членов осуществлять свои права в соответствии с процедурами урегулирования споров ВТО. Канада добавила, что поиск решения тупиковой ситуации Апелляционного органа имеет первостепенное значение.

США — Закон 2000 года о компенсации продолжающегося демпинга и субсидий (CDSOA): заявление Европейского союза

ЕС представил повторный запрос о прекращении США передачи антидемпинговых и компенсационных пошлин национальной промышленности, утверждая, что каждая такая выплата является явным актом несоблюдения решения по этому вопросу. США заявили, что они предприняли все действия, необходимые для выполнения решения и что после того, как член заявил, что он выполнил решение, от него больше не должно требоваться представление отчетов о ходе его выполнения.

Европейские сообщества и некоторые государства-члены — Меры, влияющие на торговлю крупными гражданскими самолетами: выполнение рекомендаций, принятых ОРС: заявление США

США отметили, что включение этого вопроса в повестку дня заседания ОРС направлено на то, чтобы подчеркнуть, что ЕС в очередной раз не предоставили членам ВТО отчет о ходе выполнения решения в споре о крупных гражданских самолетах. ЕС заявил, что представление отчета о ходе выполнения решения в ОРС не требуется, поскольку разбирательство по этому вопросу продолжается.

Назначения в Апелляционный орган

Мексика, выступая от имени 121 члена ВТО, внесла повторное предложение группы о начале процесса отбора для заполнения вакансий в Апелляционном органе. Значительное количество членов, представивших предложение, отражает общую озабоченность по поводу текущей ситуации в Апелляционном органе, которая серьезно влияет на общую систему урегулирования споров ВТО вопреки интересам членов.

Более 20 делегаций повторно отметили важность скорейшего выхода из тупиковой ситуации, связанной с назначением новых членов и восстановлением функционирующего Апелляционного органа. Они заявили о своей поддержке в продолжении усилий по поиску приемлемого для всех решения.

США подтвердили, что не могут поддержать предложенное решение. У США по-прежнему возникают системные проблемы с Апелляционным органом, которые он разъяснял и поднимал в течение последних 16 лет. США заявили, что члены ВТО должны провести фундаментальную реформу, чтобы система урегулирования споров оставалась жизнеспособной и заслуживающей доверия. Они надеются на дальнейшее обсуждение и конструктивное взаимодействие с членами по этому вопросу.

Председатель ОРС, Посол Швейцарии Дидье Шамбовей, подчеркнул, что выход из тупика представляет большой интерес для всех членов ВТО и требует их политического участия. Он отметил, что открыт для любой делегации, желающей обсудить этот вопрос.

20 лет Консультативному центру по праву ВТО

Гватемала и Австралия сделали заявления по случаю 20-летия Консультативного центра по законодательству ВТО, который был создан в 2001 году для оказания помощи развивающимся и наименее развитым странам по всем вопросам, связанным с законодательством ВТО. Более подробная информация доступна по ссылке:

Обзор исполнения

США представили отчеты о ходе исполнения решений по спорам DS184 «США — антидемпинговые меры в отношении некоторых горячекатаных сталей из Японии», DS160 «США — раздел 110 (5) Закона США об авторском праве», DS464 «США — Антидемпинговые и компенсационные меры в отношении крупных бытовых стиральных машин из Кореи» и DS471 «США — Некоторые методологии и их применение в антидемпинговых процедурах с участием Китая».

ЕС представил отчет о ходе исполнения решения по спору DS291 «EC — Меры, влияющие на одобрение и маркетинг биотехнологических продуктов».

Индонезия представила свои отчеты о ходе решений по спорам DS477 и DS478 «Индонезия — Импорт продукции садоводства, животных и продуктов животного происхождения».

Иные вопросы

Китай сделал заявление относительно составов Третейских групп ВТО по разрешению споров и важности назначения квалифицированных и независимых членов.

Следующее заседание ОРС

Следующее заседание ОРС состоится 26 октября 2021 года.

COVID-19 может привести к четырем «потерянным десятилетиям» гендерного равенства[4]

Пандемия оказала непропорционально сильное воздействие на женщин и угрожает свести на нет достигнутый в течение десятилетий прогресс в борьбе с неравенством между женщинами и мужчинами.

Пандемия COVID-19 по-разному повлияла на женщин и мужчин из-за их разных ролей в экономике и обществе в связи с чем реагирование на кризис без предварительной оценки его воздействия на гендерное равенство ставит под угрозу принимаемые усилия по восстановлению, — отмечают участники первой конференции ЮНКТАД «Гендер и развитие».

Например, занятость женщин в мире снизилась на 4,2% в 2020 году по сравнению с 3% для мужчин, поскольку секторы, в которых женщины, как правило, работают больше (например, туризм), были разрушены ограничениями, используемыми для сдерживания распространения вируса.

До начала пандемии женщинам пришлось бы ждать 99 лет, прежде чем они смогли бы получить полное равенство с мужчинами. По оценкам Всемирного экономического форума, последствия COVID-19 увеличили время ожидания почти на 40 лет (до 136).

Недостаточно и неудовлетворительно

Не менее 53 из 251 показателя ЦУР прямо касаются гендерного равенства, а именно женщин. Тем не менее, женщинам не дали места за столом по принятию решений касательно восстановления от COVID-19.

Например, из 225 рабочих групп, созданных для разработки и реализации программ спасения жизни от COVID-19, женщины составляют менее четверти членов и совсем не представлены в 12% рабочих групп.

Необходимость полной перезагрузки

Форум по гендерным вопросам и развитию проводился виртуально на Барбадосе в рамках 15-й министерской конференции ЮНКТАД, состоявшейся 3–7 октября.

В рамках конференции было представлено более двух десятков панельных дискуссий, секционных заседаний и культурных мероприятий, что обеспечило критическое пространство для обсуждения широкого круга вопросов, влияющих на гендерное равенство, от сельского хозяйства до промышленной политики, от образования и профессиональной подготовки до потребностей рынка труда, от экологических проблем до решений, основанных на правах человека.

ЮНКТАД15, проводимая на тему: «От неравенства и уязвимости к процветанию для всех», решает самые насущные проблемы, стоящие перед миром, включая кризис COVID-19, чрезвычайную климатическую ситуацию, растущее отсутствие продовольственной безопасности и растущий долг, что также оказывает непропорциональное влияние на женщин.

Роль торговли

27 сентября в ответ на свой мандат по оказанию помощи государствам-членам в понимании и рассмотрении взаимосвязей между торговлей и гендером, ЮНКТАД провела сессию форума высокого уровня под названием «Формирование экономики и общества с учетом гендерных аспектов: какова роль торговли?».

Несмотря на то, что свободная торговля создала новые возможности для некоторых женщин, она также маргинализировала других. Например, сельские женщины часто не могут конкурировать с импортными товарами, особенно если такие товары получают субсидии. И хотя мировая торговля открыла для женщин новые возможности формального трудоустройства, чаще всего это рабочие места «синих воротничков».

Тем не менее, выступавшие подчеркнули, что государства могут способствовать расширению прав и возможностей женщин и позволить им пользоваться новыми экономическими возможностями — например, путем укрепления их финансовой независимости.

Шаги в правильном направлении … но недостаточно далеко

В Пекинской декларации и Платформе действий и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин содержится четкий призыв к государствам следить за тем, чтобы их торговая политика не оказывала неблагоприятного воздействия на женщин.

К ним относятся такие многосторонние инициативы как Буэносская декларация о женщинах и торговле, подписанная 127 членами и наблюдателями ВТО, а также включение конкретных торговых и гендерных разделов в соглашения о свободной торговле с предварительной оценкой того, как торговые реформы могут по-разному повлиять на мужчин и женщин.

За пределами узкого фокуса

В своем заключительном слове к форуму Г-жа Гринспан призвала политиков работать вместе и выйти за рамки узкой направленности расширения участия женщин в торговле.

«Конечной целью должно быть не только вовлечение большего числа женщин в торговлю, но и обеспечение того, чтобы они участвовали в торговле на справедливых условиях, и чтобы страны имели возможность проводить такую политику на национальном уровне», — сказала она. Чтобы каждый мог внести свой вклад в ЮНКТАД15, правительство Канады выделило 200 000 долларов на поддержку участия наименее развитых стран, включая женщин этих стран, в интерактивных дебатах и ​​мероприятиях.


Оставьте комментарий