Содержание дайджеста
- Товарный барометр сигнализирует об устойчивом восстановлении торговли, но импульс может быть недолгим
- Рабочая группа по малому бизнесу обсудила темы рабочего плана на 2021 год
- Развивающиеся страны и переговоры по электронной торговле
Рост объема мировой торговли товарами в четвертом квартале 2020 года оставался устойчивым после того, как в третьем квартале торговля восстановилась после глубокого спада, вызванного COVID-19. Однако, согласно последнему Барометру торговли товарами ВТО от 18 февраля 2021 года, темпы роста четвертого квартала вряд ли сохранятся в первой половине 2021 года, поскольку ключевые опережающие индикаторы, по-видимому, уже достигли пика.
В третьем квартале 2020 года объем мировой торговли товарами с поправкой на сезонные колебания восстановился после глубокого спада во втором квартале, чему способствовал рост экспорта в Азии и увеличение импорта в Северной Америке и Европе. Тем не менее, товарооборот в третьем квартале снизился на 5,6% по сравнению с тем же периодом 2019 года после падения на 15,6% во втором квартале. Это снижение, хотя и очень большое, менее серьезное, чем опасались многие аналитики в начале пандемии.
Самый последний торговый прогноз ВТО от 6 октября 2020 года предсказывал падение объема мировой торговли товарами на 9,2% в 2020 году, но фактическое снижение возможно было менее значительным.
Кроме того, перспективы на 2021 год и последующий период становятся все более неопределенными из-за роста заболеваемости COVID-19 во всем мире и появления новых типов этого заболевания. Выздоровление будет во многом зависеть от эффективности вакцинации. ВТО планирует опубликовать свой следующий торговый прогноз в середине апреля.
Рабочая группа по малому бизнесу обсудила темы рабочего плана на 2021 год
На первом в этом году заседании Неформальной рабочей группы по малым и средним предприятиям (ММСП), состоявшемся 18 февраля, члены ВТО обсудили как реализовать пакет деклараций и рекомендаций, согласованных в декабре 2020 года, и на какие новые вопросы группа хотела бы обратить внимание в предстоящем году.
Координатор группы посол Хосе Луис Канчела (Уругвай) предложил участникам подумать над новыми вопросами, по которым они хотели бы организовать информационные сессии и презентации на заседаниях рабочей группы, и представить свои предложения.
В качестве темы для будущих обсуждений некоторыми из участников было предложено рассмотреть влияние пандемии COVID-19 на ММСП и то, как помочь им преодолеть кризис и стать более устойчивыми.
Координатор отметил, что Кувейт и Таиланд одобрили пакет из шести рекомендаций и деклараций, завершенный в декабре 2020 года, и что сейчас количество членов, поддержавших эту инициативу, составляет 94 члена. Пакет нацелен на решение проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия в международной торговле.
Мексика проинформировала группу о проводимой работе по созданию платформы Trade4MSMEs, направленной на оказание помощи ММСП в преодолении нетарифных барьеров путем облегчения доступа к соответствующей информации. Группа ожидает 12-ю Министерскую конференцию ВТО, которая должна состояться в этом году, для запуска платформы.
Ассоциация Global Express представила презентацию о том, как упрощение и автоматизация обработки отправлений с низкой стоимостью может облегчить торговлю, осуществляемую малыми предприятиями, и сделать сбор доходов более эффективным для правительств.
Группа заслушала обновленную информацию от Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций об их проекте комплексных услуг для ММСП в международной торговле (ISMIT). Этот проект предлагает создание частных или государственно-частных порталов для предоставления информации о поставщиках услуг для ММСП. Например, портал может предоставлять доступ к поставщикам логистических услуг, финансовых услуг, страховых услуг и услугам в области управления. Представитель Организации экономического сотрудничества и развития поделился информацией о работе организации в области ММСП. Канада поделилась с группой информацией о том, как ее национальная стратегия кибербезопасности помогает ММСП снизить риски в этой сфере.
Развивающиеся страны и переговоры по электронной торговле
Более 80 членов ВТО в настоящее время ведут переговоры по правилам в электронной торговле в рамках так называемой «Инициативы совместного заявления» (Joint State Initiative, далее — ИСЗ). Эти члены ВТО стремятся добиться прогресса в преддверии 12-й Министерской конференции ВТО, которая будет проведена, когда позволят условия.
За последние два десятилетия цифровизация сильно повлияла на мировую торговлю, поскольку все больше товаров и услуг продается онлайн. Электронная коммерция быстро росла еще до пандемии COVID-19. В 2019 году около 1,5 млрд. человек делали покупки онлайн, что на 7% больше, чем в 2018 году. Пандемия еще больше усилила сдвиг в сторону электронной коммерции, поскольку физические лица и предприятия вышли в Интернет, чтобы справиться с различными мерами изоляции и ограничениями на поездки. Подсчитано, что доля онлайн-покупок в мировой розничной торговле выросла с 13% в 2019 году до 17% в 2020 году. Пандемия также напомнила нам о больших различиях, которые все еще характеризуют мир с точки зрения готовности стран участвовать в электронной торговле и извлекать из нее выгоду.
Как и в предыдущих технологических революциях, выгоды от цифровых трансформаций будут значительными, но они не реализуются автоматически. Результат будет зависеть от политики, правил и мер, принимаемых как на национальном, так и на международном уровнях для создания потенциала, необходимого странам для борьбы с технологическими сбоями. Поэтому большое значение имеет регулирование электронной торговли, ориентированное на развитие.
ЮНКТАД в новом докладе, озаглавленном «Что поставлено на карту для развивающихся стран в переговорах по электронной торговле? Пример ИСЗ» оценивает различные варианты использования электронной торговли в интересах устойчивого развития.
Одна цель, разные пути
Мнения о том, как лучше всего регулировать электронную торговлю, особенно на международном уровне, по-прежнему широко расходятся. Многие развивающиеся страны предпочли не участвовать в переговорах по электронной торговле ИСЗ, заявив, в частности, о предпочтении сначала создать свой нормативный и институциональный потенциал и сохранить пространство для маневра в политике для достижения целей развития в этой быстро развивающейся области. Хотя возможный исход переговоров по ИСЗ, скорее всего, повлияет на управление различными аспектами электронной торговли, что будет иметь последствия для всех стран, независимо от того, являются ли они участниками этих переговоров или нет. Один из ключевых вопросов, стоящих перед участниками торговых переговоров, заключается в том, какой результат переговоров наилучшим образом позволит развивающимся странам — как участникам, так и неучастникам — использовать потенциальные выгоды электронной торговли для устойчивого развития.
Многосторонние и «плюрилатеральные» обсуждения
Возникают также вопросы о том, могут ли и каким образом результаты переговоров по ИСЗ быть многосторонними. Определение исхода ИСЗ как “плюрилатерального” соглашения вряд ли решит амбивалентность, связанную с будущим соглашением об электронной торговле. С процедурной точки зрения включение плюрилатерального соглашения в рамках ВТО потребует консенсуса между всеми ее членами. Кроме того, плюрилатеральные подходы должны быть временной мерой, а не заменой многосторонним подходам. Также важно будет рассмотреть вопрос о том, каким образом следует разработать содержание и механизмы реализации возможных результатов для содействия более широкому участию.
Проблемы с данными
Политики во всем мире рассматривают различные подходы к определению категорий данных, включая установление права собственности на данные, генерируемые отдельными лицами и сообществами при использовании цифровых платформ, и возможную компенсацию тем, чьи данные используются. Соответствующее регулирование трансграничных потоков данных будет иметь важное значение для обеспечения устойчивых результатов развития экономики, основанной на данных. Но с учетом того влияния, которое привилегированный доступ к данным может оказывать на конкурентоспособность фирм, на общее распределение доходов и на концентрацию рынка, регулирование данных остается сложным. Оно должно учитывать не только торговые аспекты, но и вопросы, связанные с национальной безопасностью, правами человека (например, правом на неприкосновенность частной жизни) и правоохранительными органами. Это вызывает обеспокоенность у многих развивающихся стран, поскольку они видят риск стать простыми поставщиками необработанных данных для глобальных цифровых платформ – большинство из которых базируются в США и Китае – и при этом платить за цифровую разведку, производимую этими платформами на основе этих данных.
Что по поводу ОДР?
Что касается реализации итогового документа ИСЗ, то государствам-членам необходимо будет рассмотреть вопрос о том, можно ли применять особый и дифференцированный режим (ОДР) таким образом, чтобы развивающиеся страны с различным уровнем готовности к электронной торговле могли постепенно и с разной скоростью брать на себя более высокий уровень обязательств. В докладе обсуждаются полезные уроки, которые могут быть извлечены из подхода к составлению перечней обязательств, используемого в Соглашении ВТО по упрощению процедур торговли (TFA), которое позволяет сторонам учитывать имплементационный потенциал отдельных стран, поддержку в наращивании и приобретении потенциала.
Прежние проблемы применимы к новой форме торговли
Не все вопросы, затронутые в переговорах ИСЗ, являются новыми. Некоторые из них касаются давних проблем, с которыми сталкиваются развивающиеся страны при получении выгод, связанных с либерализацией торговли. Например, будущие торговые правила в области электронной торговли могут оказать значительное воздействие на незначительные государственные доходы многих развивающихся стран. Хотя существующая практика позволяет отказаться от таможенных пошлин на электронные передачи, существуют опасения, что быстрый технический прогресс приведет к увеличению числа и объема товаров, которые могут передаваться в электронном виде, что отрицательно скажется на таможенных доходах.
Аналогичным образом регулирующий потенциал развивающихся стран станет ключевым фактором, который может повлиять на эффективность будущих дисциплин. Многие развивающиеся страны страдают от отсутствия национальных законов, регулирующих, например, защиту прав потребителей в Интернете, электронные транзакции, защиту данных и киберпреступность. Как показал трекер ЮНКТАД «Cyberlaw Tracker», менее половины наименее развитых стран приняли законодательство для защиты потребителей в Интернете и защиты данных. Эти правила имеют важное значение для обеспечения действительности контрактов и повышения доверия к онлайн-транзакциям.