Внутренняя торговля
Деятельность QazTrade в сфере внутренней торговли
АО «Центр развития торговой политики «QazTrade» является ключевым аналитическим центром по торговой отрасли в Казахстане. QazTrade на системной основе проводит работу по изучению и анализу торговой отрасли Казахстана.
Ежегодно QazTrade оказывает экспертно-аналитической поддержку Министерству торговли и интеграции Республики Казахстан по вопросам развития внутренней торговли. В рамках этой работы проводятся следующие аналитические исследования.
- Анализ динамики развития торговой отрасли, выявление новых трендов и выработка мер развития и поддержки субъектов внутренней торговли.
- Изучение передового мирового опыта по развитию торговли, поиск наиболее интересных моментов из зарубежной практики и выработка рекомендаций по имплементации данных мер в Казахстане с учетом местной специфики.
- Анализ действующего законодательства РК в сфере торговли и выработка предложений по его совершенствованию. К примеру, при активном участии QazTrade был разработан принятый 2 апреля 2019 года Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности».
- Проведение ежемесячного мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары с детальным анализом факторов, повлиявших на рост цен, а также выработка предложений по совершенствованию законодательства по регулированию и стабилизации цен на социальные значимые продовольственные товары, в том числе по изменению правил расчета пороговых значений розничных цен на СЗПТ и размера предельно допустимых розничных цен на них.
- В текущем году QazTrade оказал экспертно-аналитическое сопровождение деятельности Государственной Комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан, в частности были оказаны консультации по разработке нормативно-правовых актов по усилению мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции в Республике Казахстан (ограничение работы торговых объектов и пр.), по установлению предельных цен на социально значимые продовольственные товары и по другим вопросам.
- QazTrade является диалоговой площадкой для проведения встречи с представителями бизнес-сообщества и научных кругов по обсуждению и выработки предложений по развитию торговой отрасли Казахстана. В текущем году активно обсуждались такие вопросы как формирование организационной и бизнес-модели Национальной товаропроводящей системы, разработка Государственной программы развития торговли в Республике Казахстан на 2021-2025 годы,о влияние COVID-19 на деятельность субъектов внутренней торговли.
Основные показатели Казахстана
Торговля является драйвером экономического развития и занимает одно из лидирующих мест в ВВП Казахстана. По итогам 2019 года доля внутренней торговли в структуре ВВП составила 17%, показав реальный рост на 7,6% за год.
На фоне увеличения спроса, роста номинальных денежных доходов населения индекс физического объема розничной торговли в 2019 году составил 105,8%, при этом ИФО оптовой торговли составил 108,2%.
Также торговля является важнейшим источником рабочих мест в стране. По итогам 2019 года удельный вес торговли в занятости составил 16,3%, то есть более 1,4 млн. человек заняты в данной отрасли.
В целом в последние годы наблюдается стабильный рост внутреннего товарооборота. По итогам 2019 года объем розничной и оптовой торговли вырос на 10,6% и составил 37,5 трлн. тенге.
Объем розничной торговли за 2019 год составил 11 345,7 млрд. тенге, что на 12,9% больше показателей предыдущего года. Наибольший удельный вес в общем объеме розничной торговли республики в январе-декабре 2019 года приходится на г. Алматы (31,3%), г. Нур-Султан (11,6%), Восточно-Казахстанскую (8,8%) и Карагандинскую (8,7%) области. Более половины (72,4%) розничного товарооборота сконцентрирована у малого бизнеса: индивидуальные предприниматели (41,9%), малые предприятия (30,5%).
Рисунок 1. Внутренняя торговля (2013-2019 гг.), млрд. тенге
Источник: КС МНЭ РК
При этом порядка 70% приходится на оптовую торговлю, это преимущественно малый опт (87,3%).
Рисунок 2. Структура оптового товарооборота, %
Источник: КС МНЭ РК
Мировой опыт и текущая ситуация внутренней торговли в РК
Сегодня в мировой розничной торговле возрастает роль сетевых ритейлеров, как ключевых игроков, контролирующих рынки сбыта.
Согласно отчету Deloitte «Мировой сектор розничной торговли в 2019 году» в 2017 году 250 крупнейших мировых ритейлеров достигли высоких показателей роста с оборотом 4,53 трлн. долл. США. Объем совокупного оборота увеличивается с каждым годом. Крупнейшими ритейлерами являются компании из США, Германии и Франции, что объясняется обширным опытом исторического развития бизнеса розничной торговли в этих странах.
В результате в наиболее развитых странах уровень «ритейлизации» достигает в среднем 80% всего розничного рынка продовольственных товаров, в России данный показатель уже достиг 69%, в Белоруссии – 61%. В то время как в Казахстане данный уровень едва достиг 31%.
Таким образом, в Казахстане современные торговые форматы, в т.ч. розничные торговые сети развиты достаточно слабо. Большая часть продаж осуществляется через небольшие «магазины у дома», не входящие в торговые сети, либо через базары. Только в столице и г. Алматы в последние годы наблюдается стабильное развитие современного ритейла.
При этом, традиционные магазины и базары характеризуются низкой производительностью труда и практически полным отсутствием внедрения современных передовых технологий, таких как интернет торговля, «кассы без продавца», BigData и др.
Объем инвестиций в оптовую и розничную торговлю демонстрирует рост. По итогам 2019 года инвестиции в основной капитал в оптовую и розничную торговлю составили 234,2 млрд. тенге, что в денежном выражении больше на 18,2 млрд. тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (216 млрд. тенге). При этом ИФО инвестиций в торговлю составил 103,6%.
Важным показателем развития торговли является обеспеченность населения торговыми площадями. В Казахстане обеспеченность населения торговыми площадями составляет всего 634 кв. м. на 1000 человек, в то время как в странах ЕС 1100-1700 кв. м. на 1000 человек. Особенно высокий дефицит наблюдается по современным торговым площадям крупного формата 1 и 2 категории (свыше 2000 кв.м.). Так, площадь крупноформатных торговых объектов в Казахстане в 2018 году составила 1016 тыс. кв. м.
Дефицит торговых площадей приводит к завышенным ставкам аренды и выкупа торговых площадей, что является причиной роста издержек на организацию розничного бизнеса и в конечном итоге приводит к завышенным ценам на продукты и товары в этих магазинах. Проблема относительно малых объемов строительства и, соответственно, малых объемов предложения новых торговых площадей связана, прежде всего, с дороговизной заемного финансирования.
Одной из существенных проблем в секторе торговли является высокий уровень ненаблюдаемой (теневой) экономики в торговле. Согласно данным статистики оптовая и розничная торговля в течение последних трех лет занимает самую большую долю теневой экономики в ВВП, объем которой доходил до 5,2 триллионов тенге в 2018 году. Таким образом, порядка 51% ВДС всей торговли находится в тени.
Вместе с тем, в Казахстане отсутствует система современных оптовых рынков и оптово-распределительных центров, способных оптимально аккумулировать и распределять продукцию отечественных товаропроизводителей.
Основной объем товаров реализуется мелким оптом через большое количество непродуктивных посредников. Это приводит к потерям при транспортировке и хранении, которые включаются в стоимость товаров для конечного потребителя. Анализ цепочки товародвижения показывает наличие большого количества посредников практически по всем группам товаров.
Все эти факты свидетельствуют о необходимости выстраивания оптимальной торгово-логистической инфраструктуры, которая обеспечит беспрепятственный доступ отечественных производителей на рынки сбыта.
Также в Казахстане не развит такой вид бизнеса как мобильная торговля. Данный вид бизнеса успешно развивается в зарубежных странах. Это позволяет, с одной стороны, создать большое количество рабочих мест для малого и среднего бизнеса, а, с другой стороны, оказывает влияние на снижение цен для потребителя. Цены в мобильной торговле обычно значительно ниже, чем в стационарных торговых объектах за счет экономии на аренде.