- Несмотря на экономическую неопределенность, члены ВТО проявляют сдержанность в торговых ограничительных мерах
- Южная Африка инициирует спор в ВТО, оспаривающий меры ЕС в отношении цитрусовых
- Арбитры уведомили о вынесении решения по спору между ЕС и Турцией касательно фармацевтической продукции
- Члены ВТО призвали находить новые способы оживления переговоров по сельскому хозяйству
- Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала призывает к большей поддержке развития устойчивого рыболовства
- Дайджест 05-08-2022
Несмотря на экономическую неопределенность, члены ВТО проявляют сдержанность в торговых ограничительных мерах[1]
Полугодовой доклад Генерального директора ВТО об изменениях в области торговли, охватывающий период с середины октября 2021 года по середину мая 2022 года, свидетельствует о том, что члены ВТО продолжают проявлять сдержанность при введении торговых ограничений.
В течение отчетного периода предполагаемый торговый охват обычных (не связанных с COVID-19) мер по упрощению импорта, введенных членами ВТО (603,2 миллиарда долларов США), намного превысил торговый охват мер, ограничивающих импорт (23,5 миллиарда долларов США).).
Зарегистрировано в общей сложности 230 новых мер по упрощению процедур торговли и 109 мер, ограничивающих торговлю. К ним относятся 32 ограничения на экспорт (оцениваемые в 69,6 млрд долларов США) и 18 мер по облегчению импорта (38,3 млрд долларов США), введенные в ответ на войну в Украине.
Постоянный мониторинг Секретариата показывает, что с начала войны в конце февраля 30 членов и наблюдателей ввели 55 мер, запрещающих или ограничивающих экспорт продовольствия, кормов, топлива и удобрений. Из них 15 мер были отменены.
В докладе подчеркивается, что с февраля, в результате войны на Украине, перспективы мировой экономики ухудшились, что побудило ВТО понизить свои прогнозы по мировой торговле на ближайшие два года. Согласно последнему прогнозу от 12 апреля 2022 года, ожидается рост объема торговли товарами на 3,0% в 2022 году по сравнению с 4,7% в предыдущем прогнозе октября прошлого года.
С момента вспышки пандемии COVID-19 членами и наблюдателями ВТО введено 436 торговых и связанных с торговлей мер в отношении товаров. Из них 288 (66%) направлены на содействие торговле, а 148 (34%) — на ограничение торговли. На экспортные ограничения приходится 82% всех торговых ограничительных мер, связанных с COVID-19. Около 73% экспортных ограничений, связанных с COVID-19, были постепенно сняты.
В секторе услуг Секретариат зарегистрировал 155 мер, связанных с COVID-19, принятых членами и наблюдателями с момента начала пандемии. С середины октября 2021 года было сообщено только о двух новых мерах, а пять были объявлены прекращенными.
Касательно войны в Украине, Секретариат выявил 71 конкретную торговую и связанную с торговлей санкцию, введенную 43 членами ВТО и одним наблюдателем в отношении Российской Федерации в торговле товарами.
Кроме того, были также выявлены 75 торговых и связанных с торговлей санкций, введенных в отношении Российской Федерации 39 членами ВТО. В области интеллектуальной собственности несколько членов ВТО ввели меры и санкции, которые могут косвенно повлиять на сохранение и лицензирование прав интеллектуальной собственности.
В целом, объем действующих ограничений на импорт неуклонно рос с 2009 года — как в стоимостном выражении, так и в процентном отношении к мировому импорту. К середине мая 2022 года около 8,9% мирового импорта по-прежнему находились под воздействием ограничений на импорт, введенных с 2009 года и действующих до сих пор.
Несмотря на то, что обзорный период заканчивается 15 мая 2022 года, в докладе также содержится краткая ссылка на успешное завершение Министерской конференции (МК-12) в июне, когда министры добились ряда беспрецедентных результатов многосторонних переговоров. К их числу относятся соглашение об ограничении субсидий на рыболовство, ответные меры ВТО на чрезвычайные ситуации, включая отмену некоторых требований, касающихся обязательного лицензирования вакцин против COVID-19, продовольственную безопасность, реформу ВТО и продление моратория на таможенные пошлины в сфере электронной торговли.
Южная Африка инициирует спор в ВТО, оспаривающий меры ЕС в отношении цитрусовых[2]
Южная Африка обратилась в ВТО с просьбой о проведении консультаций по спору с ЕС относительно определенных мер, введенных ЕС в отношении импорта южноафриканских цитрусовых. Запрос был разослан членам ВТО 29 июля.
Южная Африка оспаривает недавно принятые изменения в фитосанитарных требованиях ЕС к импорту апельсинов и других цитрусовых продуктов, связанных с вредителем Thaumatotibia leucotreta, известным как ложная плодожорка. Южная Африка утверждает, что меры ЕС кажутся несовместимыми с различными положениями Соглашения ВТО о применении санитарных и фитосанитарных мер и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Это первое в истории дело об урегулировании споров в рамках ВТО, инициированное Южной Африкой.
Дополнительная информация доступна в документе WT/DS613/1.
Арбитры уведомили о вынесении решения по спору между ЕС и Турцией касательно фармацевтической продукции[3]
25 июля 2022 года арбитры направили членам ВТО решение, в котором они пересмотрели некоторые выводы Апелляционного органа по спору «Турция — некоторые меры, касающиеся производства, импорта и сбыта фармацевтической продукции» (DS583). Три арбитра были назначены ЕС и Турцией в соответствии со статьей 25 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (далее — Договоренность).
Доклад Апелляционного органа был предоставлен сторонам на конфиденциальной основе 11 ноября 2021 года. 20 декабря 2021 года ЕС запросил Апелляционный орган приостановить данную работу и не распространять доклад. 22 марта 2022 года ЕС и Турция уведомили Орган по разрешению споров ВТО (далее — ОРС) о том, что они согласовали процедуры арбитража в соответствии со статьей 25 Договоренности «для решения любой апелляции по любому окончательному докладу» в этом споре. 25 апреля 2022 года Турция инициировала арбитраж, чтобы обжаловать некоторые выводы Апелляционного органа, опубликовав ранее выданный сторонам окончательный доклад.
Арбитры рекомендовали Турции привести меры, указанные в их решении и в докладе Апелляционного органа, в соответствии с ее обязательствами в рамках ВТО.
Стороны, вступающие в арбитраж в соответствии со статьей 25 Договоренности, соглашаются исполнять решение, которое является окончательным. При этом решение не обязательно к принятию ОРС.
Члены ВТО призвали находить новые способы оживления переговоров по сельскому хозяйству[4]
21 июля 2022 года на заседании Комитета по сельскому хозяйству участники обсудили итоги МК-12 и как их можно использовать для активизации переговоров по сельскому хозяйству.
Делегаты воздали должное Послу Г-же Перальте за ее лидерство, самоотверженность и напряженную работу в течение последних двух лет. Они также высоко оценили ее вклад в важные вехи, достигнутые на MК-12, в частности, принятие Декларации министров о чрезвычайном реагировании на продовольственную нестабильность и Министерского решения об освобождении продовольствия, закупаемого Всемирной продовольственной программой (ВПП) от экспортных запретов или ограничений. Все итоги MК-12 доступны по ссылке:
https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc12_e/geneva_package_e.htm
Председатель: закрепление уже достигнутых результатов
В течение последних двух лет члены интенсивно работали, представив 40 письменных материалов и проведя около 130 встреч.
Посол Перальта подробно изложила статус каждой темы переговоров и предложила четыре пути, которыми члены могли бы продвигать переговоры в будущем (JOB/AG/237). Она подчеркнула важность активизации дискуссий в Комитете на основе фактических данных и развития уже проделанной работы. Она также подчеркнула необходимость обеспечения того, чтобы переговоры отвечали как старым, так и новым вызовам, таким как отсутствие продовольственной безопасности и изменение климата, а также изучение новых способов работы, которые могли бы способствовать продвижению переговоров.
Председатель подчеркнула, что то как возобновятся переговоры в ближайшие месяцы, будет иметь решающее значение, поскольку оно задаст направление переговорам следующей министерской конференции (МК-13).
«Члены должны смотреть на каждую тему переговоров свежим взглядом» — добавила она.
Обсуждения
Многие члены приветствовали два итоговых документа MК-12 по продовольственной безопасности, которые, по их словам, стали положительным сигналом о способности ВТО своевременно реагировать на кризисы.
Некоторые также призвали принять меры для реализации декларации о чрезвычайном реагировании на отсутствие продовольственной безопасности, призвав других сохранить открытость торговли и воздержаться от применения экспортных ограничений, не соответствующих правилам ВТО.
Многие заявили, что они разочарованы тем, что участникам МК-12 не удалось договориться о том как следует продвигать переговоры, поскольку не было достигнуто консенсуса по проекту текста, предложенному Председателем и Генеральным директором (WT/MIN(22)/В/19). Они поддержали точку зрения Председателя о том, что тупиковая ситуация означает, что члены должны теперь обновить переговоры и принять новые подходы.
Некоторые заявили, что переговоры по сельскому хозяйству не должны затрагивать разрозненные темы и что участники должны определить несколько общих проблем во всех областях.
Некоторые члены подчеркнули серьезные проблемы с продовольственной безопасностью и питанием, с которыми сталкиваются развивающиеся страны, являющиеся нетто-импортерами продовольствия, и наименее развитые страны (НРС), в частности. Они призвали к срочным действиям в рамках рабочей программы, согласованной на МК-12. Они подтвердили важность повышения справедливости системы торговли сельскохозяйственной продукцией, улучшения внутреннего производства и производительности, а также повышения устойчивости к потрясениям.
Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала призывает к большей поддержке развития устойчивого рыболовства[5]
27 июля 2022 года состоялось мероприятие «Глобальный обзор: помощь в торговле». На данном мероприятии был презентован доклад Секретариата ВТО «Реализация Соглашения ВТО по субсидиям на рыболовство: вызовы и возможности для развивающихся и наименее развитых стран-членов».
Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала в своем выступлении отметила, что около 3,25 млрд долл. США из средств, полученных в период 2010-2020 годов, были направлены на развитие устойчивого рыболовства. Однако она подчеркнула, что объем помощи в разы уступает субсидиям на вредное рыболовство, а именно на 22 млрд долл. США в год. Следовательно, отметила она, отмена этих субсидий высвободит большие средства, которые можно перенаправить на развитие устойчивого рыболовства.
На данном мероприятии присутствовали высокопоставленные представители прибрежных экономик и стран доноров, которые поддержали выделение больших ресурсов на устойчивое развитие рыболовства. Мере Фалемака (Секретариат Форума тихоокеанских островов) и Мухаммаду Ках (Гамбия) подтвердили, что развивающимся и наименее развитым странам необходима помощь для реализации Соглашения ВТО по субсидиям на рыболовство, например, для выполнения требований по уведомлению, реформированию политики субсидирования и др.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/trdev_27jul22_e.htm
[2] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/ds613rfc_29jul22_e.htm
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/disp_25jul22_e.htm
[4] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/agng_21jul22_e.htm
[5] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/fish_29jul22_e.htm