Содержание дайджеста
- Экспорт промежуточных товаров продолжил расти в третьем квартале 2021 года
- Высокие тарифы на доставку и цифровые услуги поддерживают восстановление торговли услугами в третьем квартале 2021 года
- Заместитель Генерального директора ВТО Анабель Гонсалес о политике поддержки сельского хозяйства
- Руководители ВОЗ, ВОИС и ВТО определили направления сотрудничества по поддержке ответных мер на пандемию
- Дайджест в PDF
Экспорт промежуточных товаров продолжил расти в третьем квартале 2021 года[1]
Согласно отчету ВТО, мировой экспорт промежуточных товаров (ПП) продолжил расти в третьем квартале 2021 года, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущем квартале. Рост объемов торговли товарами медицинского назначения и металлопродукции, а также их увеличение во всех регионах, способствовал росту экспорта.
Мировой экспорт стеклопакета вырос на 27% в годовом исчислении в третьем квартале 2021 года по сравнению с ростом на 47%, зафиксированном во втором квартале. Торговля ПП, которые представляют собой ресурсы, используемые для производства конечного продукта, является показателем надежности глобальных цепочек поставок.
Товарная категория «Другие промышленные товары», на долю которой приходится почти половина всего экспорта ПП в третьем квартале, росла быстрее всего среди всех категорий ПП, увеличившись на 38% в годовом исчислении и составив 1,225 млрд. долларов. Данная категория включает такие ПП как вакцинные продукты, медицинские детали и аксессуары, диагностические или лабораторные реагенты и другие медицинские промежуточные товары. В эту категорию также входят необработанные или полуфабрикаты металлов, такие как медные катоды, изделия из железа или стали и алюминий. Высокие темпы роста этой категории последовали за 52-процентным ростом, зарегистрированным во втором квартале.
Мировой экспорт запасных частей и аксессуаров для транспортного оборудования рос медленнее и составил 8% в годовом исчислении в третьем квартале по сравнению с 69% во втором квартале. Рост экспорта руд и минералов также замедлился до 16% по сравнению со средним ростом в 47% в первом полугодии. Отчасти это произошло из-за падения цен на железную руду в сентябре 2021 года.
Бельгия, которая считает вакцинные продукты наиболее продаваемыми из ПП, продемонстрировала самый большой рост, зафиксировав рост экспорта ПП на 46% в третьем квартале после увеличения на 64% во втором квартале. Китайский экспорт ПП вырос на 36%, и на эту страну по-прежнему приходится самая большая доля мирового экспорта ПП. Третий квартал подряд Индия продемонстрировала самый высокий рост импорта золотых монет (на 65%), в основном за счет роста импорта немонетарного золота (рост на 161%).
Все регионы продемонстрировали рост и превзошли уровни экспорта ПП в 2019 году до того, как разразилась пандемия COVID-19. В Африке, Южной и Центральной Америке по-прежнему наблюдался самый сильный рост экспорта стеклопакетов. В третьем квартале экспорт ПП в Африке увеличился на 42%, поскольку несколько стран региона активизировали поставки металлов и сырьевых товаров в международные производственные цепочки. Южная Африка, например, увеличила экспорт родия и железной руды на 226% и 195% соответственно, а экспорт какао-бобов из Ганы достиг 1,6 млрд долларов США. Экспорт ПП из Южной и Центральной Америки вырос на 45% за счет увеличения экспорта железной и медной руды (73%) и соевых бобов (на 41%). Больше всего внутрирегиональная торговля ПП среди всех регионов увеличилась в Южной и Центральной Америке (на 56%).
Информация о торговле промежуточными товарами за третий квартал доступна по следующей ссылке:
https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/info_note_2021q3_e.pdf. Теперь она включает в себя таблицы приложений с данными, начиная с первого квартала 2019 года.
Высокие тарифы на доставку и цифровые услуги поддерживают восстановление торговли услугами в третьем квартале 2021 года[2]
В третьем квартале 2021 года мировая торговля услугами увеличилась на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основными факторами роста торговли были услуги, предоставляемые в цифровом виде, такие как компьютерные, финансовые и деловые услуги, а также транспортные, чему способствовал рост тарифов на доставку. Однако этот рост еще не означает полного восстановления по сравнению с допандемическим уровнем, поскольку торговля услугами остается на 5% ниже уровня, зарегистрированного в третьем квартале 2019 года. Неравное распределение вакцин, появление новых штаммов и пограничные ограничения продолжают сказываться на международных поездках.
Рост торговли услугами в третьем квартале соответствовал росту торговли товарами (24%) за тот же период.
В частности, мировые транспортные услуги выросли на 45% в годовом исчислении в третьем квартале 2021 года и на 12% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Восстановление было ускорено резким ростом потребительского спроса на товары из-за карантина, отказом от услуг, требующих физического присутствия и мерами налогово-бюджетного стимулирования в странах с развитой экономикой. Всплеск спроса в сочетании с действующими ограничениями, связанными с пандемией, привел к проблемам в портах, неправильному распределению контейнеров по всему миру и задержкам, что привело к значительному увеличению тарифов на доставку. В третьем квартале 2021 года экспорт транспортных средств из Азии вырос на 71% в годовом исчислении и на 46% по сравнению с третьим кварталом 2019 года.
Напротив, восстановление пассажирских авиаперевозок по-прежнему отставало из-за действующих ограничений, оставаясь значительно ниже докризисного уровня. Мировые расходы международных путешественников в третьем квартале 2021 года выросли на 54% в годовом исчислении с очень низкого уровня в 2020 году. Однако они оставались на 52% ниже значения в третьем квартале 2019 года, до пандемии. В европейских странах наблюдалось самое низкое снижение (-32%) по сравнению с докризисным уровнем, поскольку летом на континенте были сняты ограничения на поездки, а пересечение границы было облегчено пропусками для вакцинации от COVID-19. Для сравнения, экспорт туристических услуг из Азии был на 81% ниже допандемического уровня, поскольку несколько стран оставались закрытыми. В Камбодже, крупнейшем экспортере среди наименее развитых стран (НРС), расходы путешественников упали на 97%. По предварительным оценкам, экспорт туристических услуг НРС в первой половине 2021 года был на 67% ниже, чем за тот же период 2019 года.
«Прочие услуги», такие как строительные, рекреационные, юридические и финансовые услуги, выросли в среднем на 15% в годовом исчислении в третьем квартале 2021 года. В целом эти услуги меньше пострадали от пандемии и их экспорт сократился всего на 1% в 2020 году в годовом исчислении.
Компьютерные услуги продолжили свой рост в январе-сентябре 2021 года, при этом совокупный экспорт вырос на 34% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Быстрый рост был зафиксирован как в развитых, так и в развивающихся странах: экспорт компьютерных услуг увеличился на 29% в США, на 42% на Маврикии, 51% в Ирландии, 63% в Украине и 68% в Бангладеше.
Интернет-трафик достиг пика во время пандемии из-за удаленной работы, обучения, развлечений, а также электронной коммерции. По данным Международного союза электросвязи, в 2021 году международная пропускная способность интернета увеличилась примерно на 30%. Тем не менее, стоимость телекоммуникационных услуг за первые девять месяцев 2021 года упала на 4% по сравнению с 2019 годом, отражая неуклонное снижение мировых цен, особенно на пакетные услуги связи.
Напротив, строительство остается одним из секторов, наиболее пострадавших от пандемии. В 2020 году мировой экспорт сократился на 18%. В период с января по сентябрь 2021 года мировой экспорт строительных материалов по-прежнему оставался ниже на 12% по сравнению с тем же периодом 2019 года. В Европейском союзе и Китае, крупнейших представителей строительных услуг, экспорт сократился соответственно на 19% и 4% по сравнению с 2019 годом. Рост цен на основные ресурсы, которые невозможно легко заменить, такие как сталь (которая столкнулась с проблемами в цепочке поставок) и рабочая сила (которая столкнулась с дефицитом), привели к задержкам или отмене строительных проектов.
Согласно последним данным, совокупная стоимость экспорта услуг в период с января по ноябрь 2021 года во многих странах оставалась ниже уровня 2019 года, при этом самое резкое снижение было зафиксировано в Австралии (-35%). В Африке экспорт услуг Марокко и Уганды был на 20% ниже, чем в 2019 году. Напротив, экспорт услуг из Китая увеличился на 37%, а из Республики Корея — на 12% благодаря транспортным услугам. Другие азиатские страны, такие как Пакистан и Индия, экспортировали больше, чем до пандемии, благодаря компьютерным услугам. Европейские страны показали разные тенденции. Экспорт услуг Люксембурга вырос на 21% за счет финансовых услуг, в то время как крупные экспортеры туристических услуг в регионе продолжали сокращаться.
Заместитель Генерального директора ВТО Анабель Гонсалес о политике поддержки сельского хозяйства[3]
Заместитель Генерального директора Анабель Гонсалес отметила, что свод правил ВТО по сельскому хозяйству структурирован таким образом, чтобы стимулировать переход от поддержки, искажающей производство или торговлю, к поддержке, не искажающей торговлю. Она добавила, что некоторые члены ВТО предприняли шаги в этом направлении, перейдя к экологическим программам и другим формам поддержки сельского хозяйства, не искажающим торговлю. Тем не менее, по ее словам, в сельское хозяйство вкладывается много денег налогоплательщиков с ограниченной отдачей для фермеров, окружающей среды и экономики.
Гонсалес подчеркнула важность применения согласованного подхода в целях обеспечения выгоды сельскохозяйственной торговой политики для продовольственной безопасности, надежного доступа к средствам существования и устойчивости. Она добавила, что текущая работа в ВТО предоставляет возможности для достижения этой цели и использования цифровых технологий, стимулирования инвестиций и облегчения доступа к зеленым технологиям на агропродовольственных рынках.
Она также представила новое исследование IFPRI-Всемирного банка «Переориентация сельскохозяйственной политики и поддержки: варианты преобразования сельского хозяйства и продовольственных систем для улучшения здоровья людей, экономики и планеты», которое показывает, что ежегодное перераспределение части государственных расходов на сельское хозяйство для разработки и распространения более эффективных технологий для сельскохозяйственных культур и животноводства принесет значительные экономические выгоды, сократит общие выбросы от сельского хозяйства более чем на 40% и восстановит миллионы гектаров земли в естественной среде обитания.
Руководители ВОЗ, ВОИС и ВТО определили направления сотрудничества по поддержке ответных мер на пандемию[4]
Генеральные директора Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) и ВТО встретились 1 февраля, чтобы определить будущие направления трехстороннего сотрудничества в поддержку эффективных глобальных ответных мер на пандемию COVID-19.
Они отметили предстоящий запуск трехсторонней платформы технической помощи, которая станет универсальным «единым окном», предоставляющим правительствам специализированный опыт трех организаций, который позволит им наилучшим образом реагировать на их индивидуальные национальные потребности в медицинских технологиях для борьбы с COVID-19. Платформа будет обеспечивать поддержку по использованию правовых и политических вариантов доступа к медицинским технологиям, в том числе путем реализации любого из связанных с COVID-19 предложений в сфере интеллектуальной собственности, которые в настоящее время находятся на рассмотрении Совета ВТО по ТРИПС.
Они также отметили серию запланированных семинаров по наращиванию технического потенциала, первый из которых был проведен в сентябре 2021 года на тему лицензирования интеллектуальной собственности и передачи технологий, а также обмена ноу-хау и информацией о клинических испытаниях. Мероприятие, которое состоится в текущем месяце, будет посвящено более эффективному использованию данных для принятия решений в отношении пандемии, а предстоящий семинар — проблемам доступа к диагностическим технологиям.
Наконец, три генеральных директора подтвердили, что в начале лета они проведут политический симпозиум высокого уровня по пандемии COVID-19, в рамках которого подведут итоги и сосредоточат внимание на том, что необходимо для восстановления после этого кризиса в области здравоохранения и более эффективной подготовки к будущим.
Генеральные директора завершили свое совещание в духе солидарности и решимости не жалеть усилий для борьбы с непрекращающимся бедствием в лице пандемии, а также мобилизовать все необходимые ресурсы, чтобы ни одна страна не осталась без внимания.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/stat_04feb22_e.htm
[2] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/serv_01feb22_e.htm
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/ddgag_02feb22_e.htm
[4] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/igo_01feb22_e.htm