«Правительству предстоит определить стратегически важные производства, ключевые экспортные приоритеты… Для стратегических проектов следует предусмотреть пакетное предоставление натурных грантов, льготного финансирования, частичного гарантирования, механизмов экспортной поддержки… Увеличение экспорта продукции АПК в два раза…».
Послание Президента Республики Казахстан К.К. Токаева
«КАЗАХСТАН В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЙ»
Послание Главы государства народу всегда важное событие. Оно определяет стратегические векторы развития страны, ставит новые цели для Правительства. В сентябрьском Послании серьезное внимание уделено экспорту и национальным производителям. В качестве ближайших перспектив экспортоориентированным предприятиям обеспечена комплексная поддержка со стороны государства.
«Президент, говоря о раскрытии промышленного потенциала или агропрома, поставил обязательное условие – производить товары с ориентиром на экспорт…Все это – показатель возрастающей роли «торговой оценки» экономического развития страны. Чем больше переработанных товаров страна может вывести на внешние рынки, тем успешнее ее промышленность, тем богаче живут ее граждане.», — подчеркнул министр Султанов.
В Минторговли определили 16 товарных позиций (товары и услуги), по которым страна может нарастить экспорт на $13,5 млрд. То есть, у Казахстана есть потенциал увеличить несырьевой экспорт почти в 2 раза (в прошлом году он составил $15,7 млрд). Основная масса товаров – продукция АПК: растительные масла; мучные изделия; макаронные изделия; баранина; свинина; говядина; пестициды; удобрения; нефтехимия; трансформаторы; аккумуляторы.
А при прогнозах ВТО по росту дефицита продовольствия в мире республика имеет все шансы занять устойчивые позиции крупного экспортера продукции агропрома. Особенно, если оценивать географическую близость к крупнейшему рынку сбыта.
Учитывая открывшиеся возможности, в своем сентябрьском Послании Президент Токаев акцентировал внимание на важности взращивания и поддержки предпринимателей, которые ориентируются не только на внутренний, но и на внешний рынок. Глава государства поручил запустить программу экспортной акселерации для несырьевых производителей, «чтобы обеспечить целевую поддержку от идеи до результата».
К этому моменту в Минторговли уже сформирована база отечественных товаропроизводителей из более, чем 500 компаний пищевой промышленности. В конкурсе приняли участие около 100 компаний, из которых 35 лучших компаний уже начали подготовку для вывода своей продукции на китайский рынок. Каждую компанию сопровождают аналитические эксперты АО «ЦРТП «QazTrade» и международные консультанты PwС. Ими проводится активная работа по поиску китайских контрпартнеров в рамках частных бизнес-миссий и официальных торговых выставках.
До 18 сентября т.г. запланированы индивидуальные онлайн-сессии с предприятиями, по результатам которых для каждого будут разработаны стратегические планы по выходу на рынок Китая. Особенностью встреч является онлайн-консультация с китайскими экспертами по разработке salespitch.
В текущем году формат бизнес-миссий проводится в режиме онлайн. Предприятия в коммуникациях с потенциальными партнерами будут презентовать себя, свою продукцию и salespitch на онлайн-платформе Converve, которая представлена партнерами программы — PwC.
На следующих этапах акселерации Минторговли будет помогать бизнесменам «нарастить» мощь до конкурентоспособности на приграничных рынках России, Узбекистана, Кыргызстана и Туркменистана. В целом, в ближайшие годы в рамках экспортной акселерации поддержка будет оказана более 1000 отечественным товаропроизводителям.