Содержание дайджеста
- ВТО опубликовала новый отчет о том, как ограничения на трансграничную мобильность, связанные с COVID-19, влияют на мировую торговлю
- Третейской группой опубликован доклад о пошлинах США на Канадские пиломатериалы хвойных пород
- ВТО опубликован новый доклад о влиянии кризиса COVID-19 на торговлю сельскохозяйственной продукцией
- 28 августа состоялось заседание Органа по разрешению споров
- Министерство торговли КНР инициирует антидемпинговое расследование в отношении некоторых вин из Австралии
- Президент Трамп продолжает защищать зависящую от стали национальную безопасность Америки
Секретариат ВТО опубликовал новый отчет о влиянии пандемии COVID-19 на торговлю товарами и услугами, в частности, делая упор на последствиях временного закрытия границ и ограничений на поездки.
По мнению экспертов, обширные ограничения на передвижение, введенные на ранних стадиях пандемии, сейчас уступили место более точечным мерам, позволяющим пропускать «жизненно важных» иностранных рабочих или создавать безопасные зоны для путешествий без карантина, среди партнеров.
Однако, пограничные меры и ограничения на поездки уже успели отрицательно отразиться на таких секторах как туризм и образовательные услуги. COVID-19 вызвал беспрецедентный кризис для туристического сектора. Ожидается, что в 2020 году международный туризм продемонстрирует худшие показатели с 1950 года. В сфере высшего образования некоторые учебные заведения уже сегодня столкнулись с потенциальным сокращением набора иностранных студентов на 50–75 процентов.
В документе отмечается, что ограничительные меры на передвижение также существенно влияют на торговлю товарами, из-за прямой связи с транспортными услугами, информационными и транзакционными издержками.
Эксперты считают, что возобновление международной мобильности вряд ли будет происходить линейно. Международное сотрудничество может сыграть ключевую роль в минимизации экономических последствий ограниченной трансграничной мобильности. Например, обмен информацией об извлеченных уроках может помочь членам ВТО повысить устойчивость перед лицом будущих кризисов.
Такое сотрудничество могло бы помочь в определении круга потенциально эффективных мер в отношении заграничных поездок, которые отвечали бы целям защиты здоровья населения и одновременно сводили бы к минимуму негативные последствия для торговли.
Третейской группой опубликован доклад о пошлинах США на Канадские пиломатериалы хвойных пород
24 августа 2020 года ВТО распространила доклад Третейской группы по инициированному Канадой спору «США — Компенсационные меры в отношении пиломатериалов хвойных пород из Канады» (DS533).
Резюме основных выводов по спору по состоянию на 24 августа 2020 года:
Отказ Министерства торговли США от региональных критериев для определения уровня оплаты
Канада заявила, что Министерство торговли США неправомерно отклонило цены на раскорчевывание деревьев из определенных регионов Канады, предложенные канадскими заинтересованными сторонами Министерству торговли США в качестве критериев для определения надлежащего уровня оплаты за поставку древесины на корню в провинциях Канады, в отношении которых проводится расследование.
Третейская группа установила, что Министерство торговли США не представило аргументированного и адекватного объяснения в части отклонения предложенных региональных критериев для определения надлежащего уровня оплаты.
Использование Министерством торговли США цены провинции Новая Шотландия как базовой
Третейская группа также пришла к выводу, что использование Министерством торговли США базовых цен Новой Шотландии для определения надлежащего уровня оплаты за древесину Crown, предоставленную Альбертой, Онтарио и Квебеком, несовместимо со статьей 14 (d) Соглашения по специальным защитным мерам (далее – Соглашение СЗМ), поскольку Министерством торговли США ошибочно установлено, что цена Новой Шотландии адекватно отражает преобладающие рыночные условия в других провинциях.
Использование Министерством торговли США цен на бревна в Вашингтоне
Канада утверждала, что Министерство торговли США действовало в нарушение статьи 14 (d) Соглашения СЗМ при выборе базового показателя по цене за пределами страны на основе цен на бревна в Вашингтоне в целях определения надлежащего уровня оплаты за древесину на корню, предоставленную Британской
Колумбией канадским производителям. Данное заявление поддержано Третейской группой.
Торговый представитель США Роберт Лайтхайзер раскритиковал доклад ВТО в котором, по его мнению, идет ошибочная интерпретация Апелляционного органа в отношении данного спора, и прикрывается субсидирование пиломатериалов в Канаде от действий США, вводящих компенсационные пошлины в поддержку американской промышленности пиломатериалов хвойных пород. Также торговый представитель США заявил, что система урегулирования споров ВТО используется для защиты нерыночной практики и нанесения ущерба интересам США
Справочно:
28 ноября 2017 года Канада запросила консультации с США в отношении некоторых компенсационных мер касательно хвойных пиломатериалов из Канады. По заявлению Канады компенсационные меры США не соответствуют положениям Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам (далее — ССКМ) и ГАТТ 1994 года. Меры США заключаются в применении компенсационных пошлин способом, не совместимым со статьей VI:3 ГАТТ 1994 года; статьи 1.1(a)(1), 1.1(a)(1)(i), 1.1(a)(1)(iii), 1.1(b), 2.1(a), 10, 11.2, 11.3, 14(d), 19.1, 19.3, 19.4, 21.1, 21.2, 32.1, 32.5 ССКМ.
Третьими сторонами в данном споре участвуют Бразилия, Китай, Европейский Союз, Япония, Казахстан, Республика Корея, Российская Федерация, Индия и Вьетнам. Казахстаном позиция не озвучивалась, какие-либо письменные заявления не направлялись.
США отмечают несправедливый демпинг и субсидированный импорт пиломатериалов хвойных пород из Канады в течение 40 лет. В 2017 году США в третий раз за три десятилетия обнаружили, что канадские федеральные и провинциальные правительства субсидируют канадских производителей пиломатериалов хвойных пород, которые продают пиломатериалы хвойных пород на рынке США и наносят материальный ущерб производителям пиломатериалов хвойных пород США
Более подробная информация касательно спора доступна по следующей ссылке:
https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds533_e.htm#bkmk533r
ВТО опубликован новый доклад о влиянии кризиса COVID-19 на торговлю сельскохозяйственной продукцией
В докладе отмечается, что положение в сельскохозяйственной торговле сравнительно лучше по отношению к торговле в других секторах, а также что за первоначальными мерами, сфокусированными на обеспечении первостепенной доступности продовольствия, последовал второй этап политики, направленной на урегулирование нарушенных цепочек поставок и помощи производителям в преодолении ситуации пандемии.
В то время как общий объем торговли товарами резко сократился в первой половине 2020 года, мировой экспорт сельскохозяйственной продукции увеличился на 2,5% в течение первого квартала 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, с дальнейшим увеличением в марте и апреле. В марте 2020 года
экспорт сельскохозяйственной продукции снизился в Азии, а в апреле — в Европе и Северной Америке. При этом, в некоторых регионах наблюдалось увеличение экспорта, причем наибольший рост был в Южной Америке, что обусловлено спросом Азии на сою, сахар и мясо.
Вместе с тем, кризис оказал значительное давление на цены на продовольствие и, следовательно, на доходы производителей. Ожидается, что цены останутся на низком уровне в условиях экономического спада.
В то время как мировые запасы продовольствия и уровни производства наиболее широко потребляемых основных продуктов питания — риса, пшеницы и кукурузы — находятся на рекордно высоком уровне, влияние пандемии COVID-19 на рабочие места и доходы привело к увеличению числа голодающего населения во всем мире. Согласно последним оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, к концу 2020 года 270 миллионов человек могут оказаться в условиях острой нехватки продовольствия, что на 82% больше, чем до пандемии.
В документе отмечается, что все страны находятся в борьбе с пандемией, и ее последствия для цепочек поставок продуктов питания все еще проявляются. Хотя в настоящее время нет причин, по которым продолжающийся кризис в области здравоохранения может перетечь в продовольственный кризис, есть риск сбоев в цепочках поставок продуктов питания, и выбор правительств в дальнейшей торговой политике, вероятно, повлияет на развитие ситуации.
Доклад третейской группы ЕС по методике определения демпинга и пошлинам на российский импорт
28 августа 2020 года ЕС уведомил Орган по разрешению споров о своем решении обжаловать доклад Третейской группы по делу, инициированному Российской Федерацией в «ЕС — Методологии корректировки затрат и некоторые антидемпинговые меры в отношении импорта из России» (Вторая жалоба) (DS494).
Справочно:
Согласно хронологии дела, 7 мая 2015 года Российская Федерация запросила консультации с ЕС относительно методологии корректировки затрат, используемых ЕС для расчета демпинговых наценок в антидемпинговых расследованиях и обзорах. Это второй запрос Российской Федерации о консультациях с ЕС относительно использования ЕС методологии корректировки затрат для расчета демпинговых наценок.
Российская Федерация утверждает, что эти меры несовместимы со статьями 1, 2.1, 2.2, 2.2.1, 2.2.1.1, 2.2.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.4, 3.5, 5.8, 6.8, 9.2, 9.3, 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 17.6, 18.1 18.4 и Приложением II к Антидемпинговому соглашению; Статьями 10 и 32.1 Соглашения по СКМ; Статьями I, VI: 1, VI: 2, VI: 6 и X: 3 (а) ГАТТ 1994 года Статьей XVI: 4 Соглашения ВТО.
Третейская группа была создана 16 декабря 2016 года. В этом деле Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Египет, Индия, Индонезия, Япония, Корея, Мексика, Норвегия, Украина, США и Вьетнам зарегистрированы в качестве третьих сторон.
Доклад Третейской группы разослан членам ВТО 24 июля 2020 г. Согласно заключению Третейской группы методология корректировки затрат, применяемая ЕС, не соответствует статьям 2.2.1, 2.2.1.1, 6.1.3, 6.5, 11.3, 11.4 Антидемпингового соглашения.
28 августа состоялось заседание Органа по разрешению споров
DS595: ЕС – Защитные меры в отношении некоторых изделий из стали
Турция представила второй запрос на создание третейской группы для вынесения решения по защитным мерам, введенным ЕС в отношении импорта определенных товаров из стали. Первый запрос Турции был заблокирован ЕС на заседании ОРС 29 июля. Турция подтвердила свою уверенность в том, что эти меры несовместимы с некоторыми обязательствами ЕС, зафиксированными в Соглашении ВТО по специальным защитным мерам.
ЕС выразил сожаление по поводу того, что Турция повторно обратилась с просьбой о создании третейской группы, поскольку ЕС убежден в том, что его меры оправданы и соответствуют правилам ВТО.
ОРС согласился создать третейскую группу. США, Швейцария, Норвегия, Великобритания, Украина, Россия, Аргентина, Канада, Китай, Корея, Япония, Бразилия и Индия присоединились к спору в качестве третьих сторон.
DS511: Китай — Внутренняя поддержка производителей сельскохозяйственной продукции
Китай представил свой первый запрос о создании группы по соблюдению требований, чтобы определить, выполнил ли он решение ВТО относительно внутренней поддержки китайских производителей сельскохозяйственной продукции. Китай заявил, что принял меры для установления минимальных закупочных цен на пшеницу и рис в соответствии с решением третейской группы. Однако США заявляют, что Китай не выполнил требования решения, и они не могут согласиться с просьбой Китая создать группу по соблюдению требований, поскольку Китай продолжает оказывать значительную поддержку сельхозпроизводителям. Также США заявили, что они понимают, что Китай не стремится к дальнейшим судебным разбирательствам, а просит группу по соблюдению требований сохранить его права.
ОРС согласился вернуться к рассмотрению вопроса, если запрашивающий член пожелает сделать это.
DS234: США — Закон 2000 года о продолжении демпинга и компенсации субсидий
ЕС повторил свою просьбу о том, чтобы США устранили антидемпинговые и компенсационные пошлины для отечественной промышленности США, утверждая, что каждая такая выплата является явным актом несоблюдения решения по этому
вопросу. Канада поддержала заявление ЕС, в то время как США заявили, что они предприняли все действия, необходимые для выполнения решения.
DS316: Европейские сообщества и некоторые государства-члены — Меры, влияющие на торговлю крупными гражданскими самолетами: реализация рекомендаций, принятых ОРС
ЕС заявил, что были отменены субсидии для европейского производителя самолетов Airbus. США заявили, что не согласны с тем, что ЕС добился полного соблюдения решения, поскольку шесть из восьми субсидий ЕС продолжают вызывать неблагоприятные последствия. США заявили, что намерены начать новый процесс с ЕС, чтобы достичь соглашения, которое позволит исправить ущерб авиационной промышленности США и обеспечит равные условия для американских компаний.
DS371 Таиланд — Таможенные и налоговые меры в отношении сигарет из Филиппин
Председатель ОРС сообщил членам, что интенсивные консультации с Филиппинами и Таиландом касательно разногласий в споре по дальнейшим действиям в рамках разбирательства DS371 все еще продолжаются.
Как Филиппины, так и Таиланд сделали заявления, в которых подтвердили позиции, изложенные на предыдущих заседаниях ОРС. По данному вопросу также выступили Япония и ЕС.
Министерство торговли Китая объявило о своем решении (Заявление № 34 от 2020 года) начать расследование в отношении импорта субсидируемого вина в контейнерах емкостью два литра и меньше (HS code 2204210010 [1]) из Австралии.
Согласно заявлению на веб-сайте министерства КНР, ожидается, что расследование завершится до 18 августа 2021 года, но при определенных обстоятельствах может продлиться до 18 февраля 2022 года.
[1] Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности КНР
Президент Трамп продолжает защищать зависящую от стали национальную безопасность Америки
США объявляют о дополнительных мерах по сокращению импорта стали с двумя ключевыми торговыми партнерами – Мексикой и Бразилией.
Мексика и США успешно завершили консультации, проведенные в соответствии с механизмом, установленным в их Совместном заявлении от 17 мая 2019 г., для решения проблемы недавнего резкого увеличения импорта из Мексики трех стальных изделий: стандартных труб, механических труб и полуфабрикатов. Мексика установит строгий режим контроля за экспортом этой продукции до 1 июня 2021 года и будет внимательно следить за поставками в течение этого периода. США
сохранят освобождение от пошлин Раздела 232 для импорта этих продуктов и проведут консультации с Мексикой в декабре 2020 года, чтобы обсудить состояние торговли соответствующей продукцией в свете рыночных условий на тот момент.
Бразилия и США провели успешные переговоры по торговле сталью между двумя странами. В мае 2018 года президент Трамп освободил бразильскую стальную продукцию от пошлин, которые он ввел в соответствии с разделом 232, который разрешал беспошлинный импорт установленной квоты на различную стальную продукцию Бразилии. Исключение было сохранено в 2019 году в результате конструктивного диалога между президентами Болсонару и Трампом. В свете недавнего ухудшения рыночных условий, вызванного пандемией COVID-19, затронувшей производителей стали, США сочли необходимым сократить оставшуюся квоту на бразильские стальные полуфабрикаты на оставшуюся часть 2020 года до 60 000 метрических тонн, по сравнению с 350 000, но сохранит существующие квоты на другую стальную продукцию. США проведут консультации с Бразилией по квоте на стальные полуфабрикаты на 2021 год в декабре.