Председатель Органа по обзору торговой политики объявил программу проведения обзоров на оставшуюся часть 2020 года
До конца этого года будут проведены обзоры торговой политики и практик четырех членов ВТО — Зимбабве, Таиланд, Индонезия и Макао (Китай). Председатель Органа по обзору торговой политики (TPRB) Посол Исландии Харальд Аспелунд объявил обновленную программу проведения обзоров на оставшуюся часть 2020 года, которая была пересмотрена в связи с пандемией COVID-19 и мерами изоляции, введенными во всем мире.
Кроме того, до конца года Орган по обзору торговой политики проведет ежегодный обзор событий в международной торговой среде, который готовится на основе отчета Генерального директора. Заседание Органа по обзору торговой политики запланировано на декабрь 2020 года.
Согласно направленному членам оповещению (WT/TPR/435/Rev.2) обзор торговой политики Зимбабве состоится 30 сентября и 2 октября; Таиланда – 24 и 26 ноября; Индонезии – 9 и 11 декабря; и Макао (Китай) – 15 и 17 декабря.
Секретариат ВТО продолжает подготовительную работу к данным обзорам в сотрудничестве с соответствующими делегациями, используя все возможные средства связи, включая видеоконференции. Вместе с тем, для некоторых членов, обзоры торговой политики которых запланированы на 2020 год, эффективное проведение соответствующих мероприятий не представилось возможным, в связи с чем данные обзоры были перенесены на 2021 год.
Секретариат ВТО работает над подготовкой программы обзоров на 2021 год в тесном контакте с соответствующими делегациями. В настоящее время более 20 членов находятся в предварительном списке обзоров на следующий год, включая те, для которых проведение обзоров первоначально было запланировано на 2020 год и впоследствии отложено. К ним относятся: Аргентина, Бахрейн, Китай, Индия, Кыргызстан, Маврикий, Монголия, Мьянма, Никарагуа, Оман, Катар, Республика Корея, Российская Федерация, Саудовская Аравия, Сингапур, Тонга, США и Вьетнам, а также совместные обзоры Центральноафриканского экономического и валютного сообщества (CEMAC) – Камерун, Конго, Габон, Центральноафриканская Республика и Чад, и Организации восточно-карибских государств (OECS) – Антигуа и Барбуда, Доминика, Гренада, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия и Сент-Винсент и Гренадины.
Подробная программа с конкретными датами на 2021 год будет объявлена председателем Органа по обзору торговой политики в ближайшие недели. В 2021 году Орган по обзору торговой политики также проведет два заседания для рассмотрения отчетов Генерального директора по мониторингу торговли.
Обзор торговой политики проводится в отношении всех членов ВТО. Четыре члена с наибольшими долями в мировой торговле (в настоящее время Европейский союз, США, Китай и Япония) проходят процедуру обзора каждые три года, следующие 16 членов — каждые пять лет, остальные члены — каждые семь лет. Обзоры проводятся на основе заявления соответствующего члена о применяемой политике и отчета, подготовленного экономистами Отдела по обзору торговой политики Секретариата ВТО.
14 сентября состоится неформальное заседание Комитета по торговле и развитию, посвященное инициативе «Помощь в целях развития торговли», на котором будет обсуждаться вопрос о том как учитывать вызовы торговли и развития, возникающие в результате пандемии COVID-19. Члены ВТО обсудят как инициатива ВТО может помочь развивающимся экономикам оправиться от кризиса COVID-19.
Члены ВТО отметили негативное влияние пандемии COVID-19 на участие развивающихся стран в мировой торговле. 7 июля на заседании Комитета по торговле и развитию, посвященном инициативе «Помощь в целях развития торговли», члены отметили, что на экспорт товаров и услуг из развивающихся стран серьезно повлияли глобальное снижение спроса и сбои в производственных цепочках.
На встрече члены ВТО договорились продлить период реализации текущей рабочей программы инициативы «Помощь в целях развития торговли» под названием «Расширение возможностей взаимосвязанной и устойчивой торговли» и запланировать следующий Глобальный обзор на 2022 год. Также они договорились провести работу, чтобы отразить воздействие пандемии COVID-19 в рабочей программе, возможно посредством дополнений.
Заместитель Генерального директора ВТО Йонов Фредерик Ага, курирующий вопросы развития в Секретариате ВТО, отметил: «Инициатива «Помощь в целях развития торговли», возглавляемая ВТО, играет ценную роль в мобилизации действий по удовлетворению торговых потребностей развивающихся стран, в частности, наименее развитых стран. Экономические последствия пандемии COVID-19 могут свести на нет прогресс, достигнутый в их торговой интеграции и экономическом развитии. Мы очень внимательно следим за последствиями пандемии и мерами, которые члены принимают в ответ на нее».
«Помощь в целях развития торговли» — это многосторонняя инициатива, направленная на мобилизацию ресурсов для удовлетворения потребностей, связанных с торговлей, и решение вопросов, связанных с ограничениями со стороны предложения, выявленных развивающимися и наименее развитыми странами. В этой связи, глобальная деятельность инициативы «Помощь в целях развития торговли», оказывающая содействие странам в решении дополнительных вызовов, с которыми они сталкиваются из-за пандемии, является на сегодняшний день крайне важной.
COVID-19: данные судоходства показывают восстановление мировой торговли
Согласно новым расчетам ЮНКТАД, количество судов, заходящих в порты для разгрузки и погрузки контейнеров, увеличилось во многих частях мира в третьем квартале 2020 года.
В начале этого года в морском судоходстве произошло резкое замедление, поскольку правительственные меры, принятые для сдерживания пандемии COVID-19, ограничили экономическую деятельность и поездки. К середине июня среднее количество контейнеровозов, еженедельно прибывающих в порты по всему миру, снизилось до 8722, что на 8,5% меньше в сравнении с показателями прошлого года. Новые данные показывают, что во всем мире среднее количество еженедельных перевозок начало восстанавливаться, увеличившись до 9 265 к началу августа, что на 3% ниже уровня показателей прошлого года.
По словам директора отдела технологий и логистики ЮНКТАД Шамика Н. Сириманн, большая часть промышленных товаров отправляется в контейнерах. Рост контейнерных перевозок может свидетельствовать о восстановлении экономики после пандемии.
Согласно анализу ЮНКТАД, в глобальном масштабе количество контейнерных перевозок начали снижаться ниже уровня 2019 года примерно в середине марта 2020 года, а затем постепенно восстанавливаться примерно на третьей неделе июня.
Вместе с тем, тенденции отличаются в разрезе регионов в зависимости от развития пандемии. Например, к началу августа контейнерные перевозки в порты Китая и Гонконга выросли на 4,1% в сравнении с прошлым годом, в то время как контейнерные перевозки в порты Северной Америки и Европы ниже прошлогодних показателей на 13,2%.
Эксперты ЮНКТАД связывают региональные отличия также с изменениями торговой политики, влияющими на судоходство и порты. В этой связи, были изучены расписания контейнерных перевозок с учетом грузоподъемности. При этом отмечается, что спрос перевозчиков может также зависеть от экономических прогнозов аналитиков.
Общедоступная статистика ЮНКТАД теперь включает квартальные данные о линейных судоходных перевозках, полугодовые данные о количестве заходов в порты и времени, проведенном судами в портах, а также о возрасте и размере судов на основе предоставленных данных от компании MDS Transmodal и MarineTraffic. Также доступны обзоры стран с информацией об участии каждой страны в морском бизнесе.
Доклад ООН: Государственные закупки — эффективный инструмент устойчивого развития
«Стратегические государственные расходы на товары и услуги могут расширить использование стандартов устойчивого развития после COVID-19, что будет способствовать нашим амбициям в области устойчивого развития».
В связи с тем, что правительства реагируют беспрецедентными расходами на борьбу с пандемией коронавируса, в новом докладе, выпущенном Форумом Организации Объединенных Наций по стандартам в области устойчивого развития (ЮНФСС), отмечается необходимость обеспечить, чтобы государственные закупки не причиняли вреда людям и планете.
В докладе проанализировано, как государственные расходы могут способствовать внедрению добровольных стандартов устойчивости (ДСУ) — специальных правил, гарантирующих, что приобретаемые продукты не наносят вред окружающей среде и людям, которые их производят.
ДСУ гарантируют, что продукция производится или транспортируется в соответствии с определенными показателями устойчивости, такими как ее воздействие на окружающую среду, основные права человека, трудовые стандарты и гендерное равенство.
«Интеграция ДСУ в политику государственных закупок и торговли может расширить масштабы их внедрения», — отметила Изабель Дюрант, заместитель главы ЮНКТАД, которая координирует ЮНФСС, группу из пяти агентств ООН, которые продвигают эти правила. В группу входят Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международный торговый центр (ИТЦ), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
«ДСУ были признаны потенциальным инструментом трансформации для правительств в реализации своих обязательств по обеспечению устойчивого развития. Если их правильно использовать совместно с торговой политикой, они могут изменить наш курс на устойчивое развитие… Но мы также должны обеспечить, чтобы мелкие производители и предприятия не останутся за бортом из-за строгих требований ДСУ, которым они не могут соответствовать» — отметила г-жа Дюрант.
Устойчивые государственные закупки — победа для всех
COVID-19 препятствовал экономическому росту, привел к росту безработицы, выявлению неравенства, а также росту бедности и голода во всем мире, нивелируя прогресс, достигнутый согласно Целям устойчивого развития (ЦУР).
Хотя государственные расходы и помощь лежат в основе ответных мер на COVID-19, необходимо также уделять долгосрочное внимание обеспечению того, чтобы сегодняшние действия не сводили на нет наши цели в области устойчивого развития. Достижению этой цели может способствовать использование стратегических государственных закупок.
Государственные закупки составляют в среднем 12% ВВП в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и до 30% ВВП в развивающихся странах.
Однако, показатели внедрения ДСУ существенно различаются в зависимости от страны. В докладе указывается, что настойчивые усилия правительств по использованию устойчивых государственных закупок могут изменить ситуацию.
Г-жа Дюрант добавила: «Коронавирус выявил уязвимости и риски в наших системах и бизнес-моделях. Теперь нам нужно воспользоваться этой возможностью, чтобы построить более устойчивое будущее и, таким образом, сделать ЦУР основой для разработки политики».
Рекомендации по разработке политики
В докладе указывается, что отправной точкой является интеграция устойчивого развития в государственные закупки и национальную торговую политику.
Анализ показывает, что темпы внедрения ДСУ более достижимы для стран с открытой экономикой с диверсифицированными экономическими секторами, такими, как крупные развитые страны и страны со средним уровнем дохода.
Для фактического принятия стандартов ДСУ странами с низкими доходами требуется относительно эффективно функционирующая государственная система, возможности правительства и способность удовлетворять глобальный спрос на продукты.
Доклад также поднимает вопрос как люди и производители с низким уровнем дохода борются за получение сертификатов ДСУ из-за затруднений со временем, стоимостью и производительностью. Они «остаются на низком уровне», в то время как более богатые производители и страны могут легче сертифицировать и вкладывать средства в системы, поддерживающие сертификацию.
Отмечается, что с 2010 по 2017 год ДСУ все чаще фигурирует в соглашениях о свободной торговле, что обусловлено продвижением Евросоюзом справедливой и этичной торговли в своей торговой политике.
В докладе отмечается, что большее внимание на национальном уровне к ДСУ и устойчивым государственным закупкам является ключом к более широкому принятию этих стандартов во всем мире.
В докладе предлагаются пять ключевых шагов, которые страны могут предпринять для интеграции ДСУ в государственную политику:
— повышение национального потенциала с помощью модели управления, в которой задействованы независимые органы по сертификации для удовлетворения растущего спроса по мере роста числа ДСУ;
— включение ДСУ в торговый режим с базой данных, которая использует Стандартную международную торговую классификацию для предоставления обзора товаров, на которые распространяются стандарты;
— избегание распространения систем ДСУ за счет совпадения и различий механизмов признания;
— ограничение чрезмерной сертификации посредством соответствующих мер;
— проведение политического диалога о преимуществах расширения ДСУ.
4 сентября 2020 года Филиппины уведомили Комитет ВТО по специальным защитным мерам о том, что 4 сентября 2020 года они инициировали предварительное специальное защитное расследование в отношении импорта гранул полиэтилена высокой плотности и линейного полиэтилена низкой плотности.
Гранулы полиэтилена высокой плотности, классифицированные в соответствии с кодом 3901.20.00 Гармонизированной тарифной номенклатуры АСЕАН (далее – ГТНА), и гранулы линейного полиэтилена низкой плотности, классифицированные под кодами ГТНА 3901.10.12, 3901.10.92, 3901.40.00 и 3901.90.90.
Расследование инициировано на основании совместного заявления нефтехимической промышленности в лице JG Summit Petrochemical Corporation о том, что рост импорта гранул полиэтилена высокой плотности и линейного полиэтилена низкой плотности приводит к серьезному ущербу отечественной промышленности, в частности в виде снижения продаж на внутреннем рынке, сокращения производства, снижения производительности труда, увеличения запасов.
Расследование было начато для выявления оправданности применения защитных мер.
Заинтересованные стороны могут представить свои комментарии по данному вопросу в адрес Бюро услуг по импорту (BIS), Департамента торговли и промышленности (3-й этаж, здание Тара, # 389 Сенатор Гил-авеню, город Макати, Республика Филиппины), или направить по электронному адресу bis_irmd@dti.gov.ph в течение пяти дней с момента публикации настоящего уведомления.
Украина начинает специальное защитное расследование в отношении импорта проводов
9 сентября 2020 года Украина уведомила Комитет ВТО по специальным защитным мерам о том, что 28 июля 2020 года она инициировала специальное защитное расследование в отношении импорта проводов (HS: 8544).
Расследование было начато в соответствии с Решением Межведомственной комиссии по международной торговле от 24.07.2020 № СП-458/2020/4411-03 «Об инициировании и проведении специального защитного расследования в отношении импорта в Украину проводов независимо от страны происхождения и экспорта», по заявлению (петиции) отечественной промышленности, в частности, ПАО «Одескабель» и ПАО «Завод Южкабель». Соответствующее уведомление опубликовано 28 июля 2020 года в официальной газете «Урядовый курьер» № 143.
В течение 30 дней после публикации уведомления Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины проводит регистрацию заинтересованных лиц и рассматривает требования к проведению слушаний. В течение 45 дней после публикации уведомления Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины будет рассматривать письменные комментарии касательно начала расследования.