Содержание дайджеста
- Двенадцатая Министерская конференция состоится в Женеве в конце 2021 года
- COVID-19 в Северной и Центральной Азии: последствия, ответные меры и стратегии для лучшего восстановления
- Созданы Третейские группы для обзора торговых мер Индонезии и США
- Члены ВТО провели февральский блок встреч по рыболовным субсидиям
- Пакистан подал апелляцию на Доклад третейской группы в отношении введенных пошлин на пленку «BOPP» при импорте из ОАЭ
- Новое руководство ВТО проливает свет на Соглашение по техническим барьерам в торговле
- Члены обсудили отказ от обязательств в рамках Соглашения ТРИПС и обменялись мнениями о роли интеллектуальной собственности в условиях пандемии
Двенадцатая Министерская конференция состоится в Женеве в конце 2021 года
Члены ВТО договорились, что двенадцатая Министерская конференция (MК12) состоится в течение недели, начинающейся 29 ноября 2021 года в Женеве (Швейцария). Время и место проведения были утверждены на заседании Генерального совета ВТО 1 марта.
Изначально MК12 планировалось провести с 8 по 11 июня 2020 года в столице Казахстана г. Нур-Султан, но из-за пандемии COVID-19 ее проведение было отложено.
В мае 2020 года участники обсудили предложение Казахстана перенести конференцию на июнь 2021 года. После проведенных консультаций с членами ВТО в декабре прошлого года, Председатель Генерального совета, Посол Новой Зеландии Дэвид Уокер отметил, что в свете текущей ситуации планировать проведение MК12 на июнь этого года представляется нереалистичным. Казахстан сообщил членам, что разделяет эту оценку.
MК12 пройдет под председательством Министра торговли и интеграции Казахстана Бахыта Султанова, как это было одобрено членами ВТО в декабре 2019 года.
Министерская конференция, в которой примут участие министры торговли и другие высокопоставленные должностные лица из 164 членов организации, является высшим органом ВТО. В соответствии с Марракешским соглашением об учреждении ВТО, Министерская конференция собирается не реже одного раза в два года.
Одиннадцатая Министерская конференция состоялась в Буэнос-Айресе (Аргентина) в декабре 2017 года.
Информация об аккредитации и других организационных моментах MК12 будет своевременно размещена на веб-сайте ВТО.
Более подробная информация о Министерских конференциях ВТО доступна по ссылке:
https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/minist_e.htm
Воздействие COVID-19 может приостановить прогресс в реализации повестки дня в области устойчивого развития и свести на нет успехи, достигнутые к настоящему времени в субрегионе Северной и Центральной Азии. Признавая, что это не «игра с нулевой суммой» между принятием мер по восстановлению COVID-19 и достижением Повестки дня на период до 2030 года, страны могут согласовать пакеты мер по восстановлению с принципами устойчивого развития. Это поможет странам лучше преодолеть этот кризис и подготовить субрегион к более эффективному урегулированию других надвигающихся кризисов.
Страны субрегиона оперативно приняли строгие меры по ограничению распространения пандемии. Рост числа инфицированных пациентов выявил ограниченные возможности систем общественного здравоохранения в субрегионе по удовлетворению такого резкого роста спроса на медицинские услуги. Правительства усиленно пытались решить проблемные вопросы, связанные с ограниченным количеством больничных коек, недостаточным защитным оборудованием и перегруженным медицинским персоналом, а также закупить оборудование для тестирования. К существующим объектам социальной защиты были дополнительно построены новые объекты для оказания поддержки в нормальных условиях пострадавшим социальным группам.
Однако быстро меняющаяся ситуация с пандемией и незавершенная структурная трансформация экономики усложнили задачу эффективного принятия этих мер. Ожидается рост уровня неравенства и бедности, что особенно затронет уязвимые группы населения. Средние темпы роста валового внутреннего продукта в субрегионе оцениваются в -3,2 процента за 2020 год. Уязвимость экономической структуры, которая зависит от экспорта сырьевых товаров, трудовых мигрантов и денежных переводов, а также преобладание занятости в неформальном секторе, создают проблемы для восстановления экономики после COVID-19. Принятые меры серьезно повлияли на торговлю и транспортную связь, которые имеют важное значение для стран субрегиона, не имеющих выхода к морю.
Меры по восстановлению и поддержке сократили доступную фискальную «подушку». Уже зарегистрирован значительный бюджетный дефицит, который, как ожидается, еще больше увеличится в 2021 году, увеличив тем самым суверенный долг, что уже вызывало озабоченность у некоторых стран. Положительным моментом является временное улучшение качества воздуха в крупных городах субрегиона по мере сокращения масштабов социально-экономической деятельности.
Чтобы страны могли эффективно выйти из кризиса, рекомендуется обратить внимание на следующие три области субрегионального сотрудничества.
- Инклюзивности социальных услуг. Пандемия подчеркивает уязвимость социальных систем во всем субрегионе. Акцент необходимо сделать на государственном финансировании здравоохранения, уязвимых группах населения и обеспечении доступа к качественному образованию.
- Цифровая трансформация может внести свой вклад в проведение экономической трансформации и достижение социальной инклюзивности. Усилиям по цифровизации, направленным на обеспечение возможности установления соединений, должны предшествовать равнодоступные инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сельских и городских районах. Вопросы, касающиеся конфиденциальности и прав в Интернете, требуют тщательных консультаций с участием многих заинтересованных сторон для защиты фундаментального права человека на неприкосновенность частной жизни.
- Стратегии зеленой экономики должны быть включены в усилия по восстановлению, чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость. Низкоуглеродные системы и инфраструктура должны стать приоритетом для инвестиций с поддерживающей политикой и стратегиями финансирования для формирования устойчивой экономики в Северной и Центральной Азии.
Созданы Третейские группы для обзора торговых мер Индонезии и США
22 февраля на заседании Органа по разрешению споров (ОРС) члены ВТО согласовали два запроса о создании Третейских групп по спорам: первый от Европейского Союза в отношении мер Индонезии, ограничивающих экспорт сырья, используемого в производстве нержавеющей стали, и второй от Гонконга (Китай), касающийся требований США к маркировке происхождения товаров, производимых в Гонконге (Китай).
DS592: Индонезия – Меры, связанные с сырьевыми материалами
Европейский союз представил второй запрос о создании Третейской группы для вынесения решения по мерам Индонезии, касающимся сырьевых материалов, включая запрет Индонезии на экспорт никелевой руды и внутренних требований по переработке полезных ископаемых, в частности, никелевой и железной руды. Первый запрос ЕС о создании Третейской группы был заблокирован Индонезией на заседании ОРС 25 января 2021 года.
По мнению Индонезии, рассматриваемые меры полностью оправданы в соответствии с правилами ВТО, и представители Индонезии готовы отстаивать их перед Третейской группой.
ОРС согласился создать Третейскую группу. Канада, Китай, Россия, Индия, Украина, Япония, США, Турция, Тайвань, Великобритания, Сингапур, Бразилия и Объединенные Арабские Эмираты зарезервировали за собой право участвовать в разбирательстве в качестве третьих сторон.
DS597: США — Требования к маркировке происхождения
Гонконг (Китай) представил свой второй запрос по созданию Третейской группы относительно новых требований США к маркировке происхождения товаров, импортируемых из Гонконга (Китай). Первый запрос Гонконга (Китай) по созданию Третейской группы был заблокирован США на заседании ОРС 25 января 2021 года. Гонконг (Китай) подтвердил свою убежденность в том, что данная мера, вступившая в силу 10 ноября 2020 года, несовместима с основным обязательством ВТО по предоставлению режима наибольшего благоприятствования (РНБ) всем членам ВТО, а также с различными положениями Генерального соглашения ВТО по тарифам и торговля (ГАТТ), Соглашения о правилах происхождения и Соглашения о технических барьерах в торговле.
США выразили сожаление в связи с тем, что Гонконг (Китай) решил настаивать на запросе о создании Третейской группы. США заявили, что их действия основаны на исполнительном постановлении, в котором определено, что ситуация в отношении Гонконга (Китай) представляет угрозу национальной безопасности США. Вопросы национальной безопасности не являются предметом рассмотрения в системе урегулирования споров ВТО и ВТО не может, в соответствии со статьей XXI ГАТТ 1994 года, рассматривать жалобы или давать соответствующие комментарии.
ОРС согласился создать Третейскую группу. Канада, Бразилия, Китай, Украина, Норвегия, Корея, Индия, Сингапур, Турция, Россия, Япония, Швейцария и Европейский Союз зарезервировали за собой право участвовать в разбирательстве в качестве третьих сторон.
DS234: Соединенные Штаты — Закон о продолжении демпинга и компенсации субсидий 2000 года
Европейский союз направил повторный запрос о прекращении США передачи антидемпинговых и компенсационных пошлин национальной промышленности США, утверждая, что каждая такая выплата является явным актом несоблюдения требований по данному вопросу. США ответили, что с их стороны предприняты все необходимые действия для выполнения требований, но при этом от них не требовалось представлять отчет о ходе реализации. Канада поблагодарила ЕС за включение этого пункта в повестку дня ОРС.
США отметили, что в очередной раз Европейский союз не предоставил в ОРС отчет о ходе реализации спора DS316 касательно жалобы США на правительственные субсидии для европейского производителя самолетов Airbus.
ЕС ответили, что предоставление о ходе реализации не требуется, поскольку разбирательство по спору не было завершено. Кроме того, меры, принятые в августе 2020 года, выходят за рамки того, что являлось необходимым для приведения действий ЕС в соответствие с требованиями. ЕС вновь подтвердили свое намерение найти долгосрочное решение споров в рамках ВТО касательно самолетов.
США ответили, что ЕС рассмотрели только две из восьми мер по субсидированию, которые были признаны несовместимыми с требованиями ВТО и отмечены в соответствующем заявлении в августе, и что поправки, внесенные во французские и испанские акты о поддержке, были незначительными и недостаточными для отмены субсидий.
Члены ВТО провели февральский блок встреч по рыболовным субсидиям
19 февраля 2021 года завершилась очередная серия встреч в ВТО по рыболовным субсидиям. В ходе недельной серии встреч члены обсудили специальный и дифференцированный режим для развивающихся и наименее развитых членов, правила решения споров по рыболовным субсидиям, и положения, касающиеся субсидий, способствующих избыточным мощностям и перелову.
После недельных встреч Председатель переговоров, Посол Колумбии Сантьяго Уиллс подтвердил, что членам необходимо начать обдумывать приемлемый результат, который может привести к успешному завершению переговоров о сохранении рыбных запасов во всем мире.
Ряд членов приветствовали обращение Генерального директора, Доктора Нгози Оконджо-Ивеала к ВТО как можно скорее принять новые правила субсидирования рыболовства в 2021 году.
Следующий блок встреч по рыболовным субсидиям состоится в течение недели с 15 марта 2021 года. Члены также могут встретиться до этой даты для дальнейших консультаций.
22 февраля Пакистан уведомил Орган по разрешению споров о своем решении обжаловать Доклад Третейской группы по инициированному ОАЭ делу «Пакистан — антидемпинговые меры на двуосноориентированные полипропиленовые пленки из Объединенных Арабских Эмиратов» (DS538).
Доклад третейской группы был распространен среди членов ВТО 18 января.
Однако, в связи с отсутствием согласия между членами ВТО в отношении заполнения вакансий в Апелляционном органе, Отдел апелляционного органа для рассмотрения данной апелляции в настоящее время отсутствует.
Дополнительная информация будет представлена в течение следующих нескольких дней в документе WT/DS538/5.
Новое руководство ВТО проливает свет на Соглашение по техническим барьерам в торговле
В новой публикации ВТО, выпущенной 22 февраля 2021 года, дается обзор цели и сферы действия Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле (Соглашение по ТБТ), типов мер, которые оно охватывает, и его основных принципов. Данное новое издание из серии «Соглашения ВТО», подготовленное Секретариатом ВТО, направлено на улучшение понимания Соглашения по ТБТ.
Соглашение по ТБТ вступило в силу с учреждением ВТО 1 января 1995 года. Оно направлено на обеспечение соответствия продукции требованиям нормативных документов и стандартов — по безопасности, качеству, здоровью и т.д., а также процедурам оценки соответствия продукции таким требованиям (тестирование, инспекция, аккредитация и т.д.), которые не являются неоправданно дискриминационными и не создают ненужных препятствий для торговли. В Соглашении также подчеркивается важность транспарентности и решительно поощряется использование международных стандартов в качестве основы для гармонизации регулирования во всех членах ВТО.
В руководстве излагаются ключевые принципы Соглашения по TBT и обсуждается, как они были решены в недавних спорах, возникших в связи с этим Соглашением. В публикации рассматриваются требования к транспарентности, что является краеугольным камнем Соглашения по ТБТ, и описываются полномочия, роль и работа Комитета ВТО по ТБТ.
Руководство содержит полный текст Соглашения по ТБТ, а также сборник всех решений и рекомендаций, принятых Комитетом ВТО по ТБТ с момента его создания в 1995 году.
Издание можно скачать по следующей ссылке:
https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/tbt3rd_e.htm.
23 февраля 2021 года на официальном заседании Совета по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Совет по ТРИПС) члены ВТО продолжили обсуждение предложения о временном отказе от некоторых обязательств по Соглашению ТРИПС в ответ на COVID-19. Хотя члены не смогли прийти к единому решению, проведенные дискуссии выявили общее пониманий роли интеллектуальной собственности в условиях пандемии. Делегации также обратили внимание на общую цель обеспечения своевременного и безопасного доступа к высококачественным и недорогим вакцинам и лекарствам для всех.
Члены продолжили рассмотрение предложения Индии и Южной Африки (IP/C/W/669) об отказе от некоторых положений Соглашения ТРИПС в целях обеспечения профилактики, сдерживания и лечения COVID-19, которое было распространено 2 октября 2020 г. С тех пор его соавторами выступили Кения, Эсватини, Мозамбик, Пакистан, Боливия, Венесуэла, Монголия, Зимбабве, Египет, Африканская группа и Группа наименее развитых стран.
Предлагаемый членами отказ охватывает обязательства по четырем разделам Соглашения ТРИПС: Разделу 1 по авторскому и смежным правам, Разделу 4 по промышленным образцам, Разделу 5 по патентам и Разделу 7 по защите нераскрытой информации. Он продлится определенное количество лет, которое будет согласовано Генеральным советом, и до тех пор, пока вакцинация не будет широко распространена во всем мире и большинство населения мира не приобретет необходимый иммунитет. Члены будут пересматривать действие отказа ежегодно до его прекращения.
После предыдущих заседаний Совета по ТРИПС делегации обменивались мнениями, задавали вопросы, запрашивали разъяснения и предоставляли ответы, пояснения и информацию по данному предложению, с которыми можно ознакомится в документах IP/C/W/670, IP/C/W/671, IP/C/W/672, IP/C/W/ 73 и IP/C/W/674. Однако им не удалось достичь консенсуса, в том числе, относительно целесообразности перехода к переговорам, основанным на текстовых предложениях. Члены указали на необходимость дальнейшего обмена мнениями по данному вопросу между делегациями, поскольку они могут послужить основой для будущих обсуждений и помочь правительствам подготовиться к последующим пандемиям.
Следующие шаги
Предложение Южной Африки и Индии об отказе от прав интеллектуальной собственности будет включено в повестку следующего официального заседания Совета по ТРИПС, запланированного на 10-11 марта 2021 года. Председатель предложила делегациям подумать о том, как организовать рассмотрение Советом этого вопроса, чтобы можно было предпринять необходимые для этого меры.