ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ НОВОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Содержание дайджеста

  • Значительный прогресс в официальных переговорах по соглашению о содействии инвестициям
  • Наименее развитые страны сильно пострадали от спада торговли, вызванного пандемией COVID-19
  • Заместитель Генерального директора Алан Вульф призывает к новым инициативам по снижению тарифов на медицинские принадлежности и оборудование
  • Таиланд присоединяется к переговорам по внутреннему регулированию сферы услуг
  • Акселератор реформ Международных Инвестиционных Соглашений

Значительный прогресс в официальных переговорах по соглашению о содействии инвестициям[1]

В ходе двухдневного совещания 9-10 ноября участвующие делегации — в настоящее время их 106 — провели конструктивную дискуссию с целью достижения конкретных результатов к 12-й Министерской конференции ВТО (МК12), запланированной на следующий год.

В ходе переговоров делегации представили новые предложения и сосредоточили свое внимание на формулировках определенных положений будущего соглашения. Они касались рационализации и ускорения административных процедур, типов механизмов для контактных/координационных центров и механизмов укрепления внутренней координации и трансграничного сотрудничества. Они также обсудили вопросы временного въезда для лиц, осуществляющих инвестиционную деятельность, и облегчения передвижения предпринимателей в инвестиционных целях, вопросы передачи и суброгации, а также межсекторальные вопросы, включая ответственное ведение бизнеса и меры по борьбе с коррупцией.

Координатор, назначенный Посол Чили Матиас Франк, проинформировал участников о продуктивном межсессионном совещании открытого состава, состоявшемся 29 октября, на котором делегации пересмотрели предложенную формулировку, с тем чтобы отразить общую позицию по различным положениям раздела II (транспарентность инвестиционных мер) и раздела III (рационализация и ускорение административных процедур и требований) и упорядочить обсуждавшийся до настоящего момента сводный текст.

После очередного раунда официальных переговоров 7-8 декабря и неофициального межсессионного совещания открытого состава, запланированного на 23 и 27 ноября, координатор заявил, что этот процесс будет продолжаться с тем, чтобы «мы коллективно могли показать конкретные результаты», а пересмотренный и упорядоченный сводный текст был распространен в конце декабря. Координатор призвал делегации продолжать работать на двусторонней основе или в группах в целях продвижения переговоров и содействия сближению позиций.

            Наименее развитые страны сильно пострадали от спада торговли, вызванного пандемией COVID-19[1]

В рамках состоявшегося 11 ноября заседания Подкомитета по наименее развитым странам (далее – НРС) членам ВТО сообщили, что НРС сильно пострадали от спада в мировой торговле, вызванного пандемией COVID-19, отметив снижение товарного экспорта НРС на 16% в первой половине 2020 года.

Секретариат ВТО сообщил, что снижение стоимости товарного экспорта НРС было более резким, чем среднее снижение мирового экспорта на 13 процентов, зарегистрированное в первые шесть месяцев текущего года. Сектор услуг НРС также пострадал и, согласно предварительным оценкам за первые шесть месяцев 2020 года, упал почти на 40 процентов. В 2019 году у НРС также были низкие торговые показатели (суммарно по товарам и услугам), а их доля в мировом экспорте оставалась неизменной на уровне примерно 0,96%.

Воздействие пандемии на торговлю НРС было предметом особого внимания в последнем годовом отчете Секретариата о доступе на рынки для товаров и услуг, представляющих экспортный интерес для НРС, с которым можно ознакомиться по ссылке:

https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/COMTD/LDCW68.pdf&Open=True

                 Заместитель Генерального директора Алан Вульф призывает к новым инициативам по снижению тарифов на медицинские принадлежности и оборудование[2]

Выступая 12 ноября на виртуальном заседании Всемирного экономического форума, посвященном влиянию пандемии COVID-19 на отрасль здравоохранения, заместитель Генерального директора Алан Вульф отметил, что ВТО предоставила членам информацию, которая помогла им принять обоснованные решения и отказаться от введения мер, ограничивающих торговлю. Тем не менее, данное направление требует принятия дополнительных усилий, включая новые инициативы по отмене тарифов на фармацевтические препараты, предметы медицинского назначения и медицинское оборудование, а также по созданию глобального кодекса поведения в отношении использования экспортного контроля.

Комментарии заместителя Генерального директора ВТО Алана Вульфа:

С самого начала пандемии ВТО предоставляет информацию, необходимую национальным правительствам для принятия более обоснованных решений. К примеру, это послужило фактором отказа от введения экспортного контроля в отношении продуктов питания.

При этом, существует потребность в следующих дополнительных инициативах:

  • следует отменить тарифы на фармацевтические препараты и предметы медицинского назначения;
  • медицинское оборудование должно быть включено в Соглашение об информационных технологиях, предусматривающее беспошлинный режим;
  • экспортный контроль должен регулироваться согласованными положениями глобального кодекса поведения;
  • Секретариату ВТО необходимо предоставить ресурсы и полномочия, чтобы сделать его мониторинг более полным;
  • во время пандемии необходимо содействовать трансграничной телемедицине/электронному здравоохранению.

Об инновациях и торговле:

  • необходимо поддерживать свободный трансграничный обмен идеями, ресурсами и финансированием, в целях обеспечения содействия в генерировании новых идей и технологий.

            Таиланд присоединяется к переговорам по внутреннему регулированию сферы услуг[3]

11 ноября в ходе состоявшегося в ВТО совещания Таиланд стал первым государством-членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), присоединившимся к переговорампо внутреннему регулированию сферы услуг в качестве 63-го участника. Таиланд подчеркнул, что нормы внутреннего регулирования будут способствовать облегчению торговли услугами, а также повышению их транспарентности и предсказуемости, отметив, что на долю услуг приходится 60% его валового внутреннего продукта. Согласно последним ежегодным рейтингам Всемирного банка, Таиланд является одним из ведущих реформаторов регулирования сферы услуг и занимает 21-е место в его последнем рейтинге благоприятных условий ведения бизнеса.

Участники[4] продолжили обсуждение проекта справочного документа, содержащего предлагаемые положения, и вновь заявили о своей цели завершить эти переговоры к 12-й Министерской конференции ВТО, которая должна состояться в следующем году. Данные положения применяются к лицензионным и квалификационным требованиям, а также процедурам и техническим стандартам торговли услугами. Цель состоит в том, чтобы создать надлежащую практику нормативного регулирования, которая будет смягчать любые непреднамеренные ограничительные торговые последствия процедур выдачи разрешений на оказание услуг.

Председатель Хайме Коги Ариас из Коста-Рики подчеркнул, что “согласование текста послужит позитивным сигналом членам ВТО и за их пределами и позволит переговорам сосредоточиться на следующих процедурных шагах и на том, как наилучшим образом привлечь министров к завершению этих переговоров”.

Данные положения разработаны таким образом, чтобы быть совместимыми с различными системами регулирования и подходами членов ВТО. Они предусматривают наличие определенной степени гибкости для оказания помощи правительствам в осуществлении этих мер на национальном уровне.

Участвующие члены представляют проекты перечней специфических обязательств (далее – перечни) с изложением того как данные положения будут включены в их соответствующие обязательства в рамках Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС). К настоящему времени было представлено в общей сложности 30 проектов перечней (представляющих 57 членов ВТО). Таиланд и Казахстан объявили о своем намерении в ближайшее время представить свои соответствующие проекты перечней.

Председатель подчеркнул “значительный прогресс”, достигнутый в рамках прошедшего совещания, на котором были урегулированы большинство ранее нерешенных вопросов редакционного характера. Он призвал делегации “работать сообща в ближайшие дни и недели над решением нескольких оставшихся вопросов с целью представления справочного документа на стадии завершения до конца 2020 года.”

Акселератор реформ Международных Инвестиционных Соглашений[5]

Недавно опубликованный документ ЮНКТАД (IIA Reform Accelerator) направлен на ускорение модернизации существующих 2500 международных инвестиционных соглашений (далее — МИС) старого поколения, действующих на сегодняшний день. Важность реформирования соглашений старого поколения особенно очевидна во время кризисов, таких как пандемия COVID-19, с которой мир сталкивается сегодня.

Акселератор реагирует на необходимость изменения основных аспектов режима МИС, сосредоточив внимание на выборе ориентированных на реформу формулировок восьми ключевых статей, включая положения о справедливом и равноправном режиме и положения о косвенной экспроприации. Он определяет готовые к использованию редакции, которые сопровождаются примерами из недавних МИС и типовых двусторонних инвестиционных соглашений (ДИС).

Используя Рамочную основу инвестиционной политики ЮНКТАД, акселератор служит инструментом для координации, целенаправленного обсуждения и достижения консенсуса в отношении совместных действий в области реформ между несколькими странами. Его можно использовать для совместного толкования, изменения или замены старых договорных положений.


[1] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/devel_11nov20_e.htm

[2] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/ddgaw_12nov20_e.htm

[3] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/jssdr_11nov20_e.htm

[4] Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Бельгия, Болгария, Бразилия, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Италия, Казахстан, Канада, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Кипр, Корея, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Мальта, Мексика, Молдова, Республика, Нигерия, Нидерланды, Новая Зеландия, Северная Македония, Норвегия, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Саудовская Аравия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Чили, Эстония, Япония, Словацкая республика, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, отдельная таможенная территория Тайваня, Пэнху, Кинмэнь и Мацу, Таиланд, Турция, Украина, Соединенное Королевство, Уругвай.

[5] ЮНКТАД (2020), https://unctad.org/webflyer/international-investment-agreements-reform-accelerator

[1] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/infac_09nov20_e.htm

Оставьте комментарий