Обзор рынка социально значимых продовольственных товаров - АО "Центр развития торговой политики "QazTrade"
Информирование бизнеса в условиях санкционных ограничений

Обзор рынка социально значимых продовольственных товаров

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ

С начала текущего года цены на социально значимые продовольственные товары увеличились на 4,4%.

Основной рост произошел на гречневую крупу, сахар, морковь и картофель. Основная причина – сокращение посевных площадей.

Однако по большинству товаров спрос на внутреннем рынке был удовлетворен за счет отечественных продовольственных товаров.

По пяти видам социально значимых товаров наблюдается снижение цен. Так, цены на капусту снизились на 21,4%.

С начала года рост цен на социально значимые товары наблюдается во всех регионах.

Общий рост в сравнении с аналогичным периодом 2019 года в два раза ниже.

Основными причинами этого стали изменение спроса на продукты питания, связанного с карантинными мерами, изменение логистики и транспортировки товаров, дефицит в межсезонье.

90% данного роста, то есть 4,1 процентных пункта, зафиксировано в период введения в стране режима чрезвычайного положения.

Вместе с тем, с мая текущего года рост цен начал регулироваться. В частности, цены в мае выросли на 0,1%, в июне и июле не увеличились, а в августе даже снизились на -1%.

ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН

Для стабилизации цен совместным приказом Министерств торговли и интеграции, национальной экономики и сельского хозяйства установлены предельные цены на 9 социально значимых товаров в период режима чрезвычайного положения.

Справочно: (мука, хлеб, рожки, гречневая крупа, рис, подсолнечное масло, говядина, яйца куриные, соль)

Кроме того, Министерством в акиматы направлены предложения по проведению контроля за соблюдением субъектами внутренней торговли размера предельных розничных цен.

Во исполнение данных предложений акиматами и территориальными подразделениями Министерства на постоянной основе проводится мониторинг, по итогам которого наложено 180 административных штрафов.

Справочно: Составлено 180 протоколов на сумму 49, 4 млн. тенге, из них: по городу Алматы 171 протокол на сумму 46,9 млн. тенге, по городу Нур-Султан 3 протокола на сумму 833 тыс. тенге, по Жамбылской области 3 протокола на сумму 833 тыс. тенге, по Восточно-Казахстанской области 3 протокола на сумму 833 тыс. тенге.

Кроме этого, в Северо-Казахстанской области составлено 37 актов о превышении предельных цен, в Мангистауской области – 14 актов, в Туркестанской области было выдано более 1,5 тысяч предписаний по торговым объектам.

В остальных регионах фактов превышения предельных цен не зафиксировано.

С 22 марта текущего года на период действия режима чрезвычайной ситуации введен запрет на экспорт 7 товаров (гречиха, сахар, картофель, лук (чеснок), семена подсолнечника, масло подсолнечное, крупа гречневая), а также ежемесячное квотирование на вывоз товаров (морковь, репа, свекла, капуста, мука пшеничной и мягкая пшеница).

Справочно: Республикой Казахстан инициировано обнуление ставок ввозных таможенных пошлин в отношении ряда товаров с государствами-членами ЕАЭС. Организован «Зеленый коридор» на границе с Узбекистаном для импорта социально значимых продовольственных товаров.

Кроме того, в целях недопущения роста цен с марта по сентябрь текущего года снижена ставка налога на добавленную стоимость с 12% до 8% на импорт и реализацию социально значимых продовольственных товаров.

ТЕКУЩИЕ МЕРЫ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН

Местные исполнительные органы используют такие инструменты, как «оборотная схема», форвардный закуп и «формирование стабилизационных фондов».

На «оборотную схему» с обязательством по сдерживанию цен на социально значимые товары, из местных бюджетов выделено 14,2 млрд. тенге (из них в 2019 г. 2,3 млрд. тенге и в 2020 г. 11,8 млрд. тенге).

По состоянию на 01.09.2020г. из 14,2 млрд. тенге льготных займов по «оборотной схеме» приходится: на г. Алматы – 7 млрд. тенге, г. Нур-Султан – 2,5 млрд. тенге, г. Шымкент – 0,6 млрд. тенге, Мангистауская область – 0,4 млрд. тенге, Алматинская область – 1,3 млрд. тенге, Атырауская область – 776,85 млн. тенге, Актюбинская область – 500 млн. тенге, Павлодарская область – 500 млн. тенге, Костанайская область – 200 млн. тенге, Кызылординская область – 140 млн. тенге, ЗКО – 150 млн. тенге, Туркестанская область – 115 млн. тенге, СКО – 40 млн. тенге.

В стабилизационных фондах сформировано 27,7 тыс. тонн продовольствия и заключены форвардные договора на поставку 21,6 тыс. тонн.

ОБОРОТНАЯ СХЕМА ПОЗВОЛЯЕТ СТАБИЛИЗИРОВАТЬ ЦЕНЫ НА СЗПТ В РЕГИОНАХ

Этот рыночный механизм уже показывает эффективность. По городу Алматы в сравнении с другими регионами выделены значительные средства. В результате в городе с начала года рост цен на социально значимые товары составил 2,2%. Это самый низкий показатель по стране.

Вместе с тем, В Туркестанской и Северо-Казахстанкой областях наблюдается сравнительно высокий рост цен на СЗПТ и сравнительно низкий объем выделенных средств на «оборотную схему».

МЕРЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Одними из важных инструментов стабилизации цен являются меры антимонопольного регулирования.

Комитетом по защите и развитию конкуренции проводится постоянный мониторинг внутреннего рынка на предмет наличия сговоров. Так, в текущем году вынесено 293 уведомлений субъектам рынка по производству и реализации продовольственной, плодоовощной и мясной продукции, а также проведено 13 расследований.

СИСТЕМНАЯ РАБОТА

В настоящее время в рамках стабилизации цен Министерством проводится следующая системная работа:

Первое. Обеспечение доступа к долгосрочному финансированию для модернизации нестационарных торговых рынков и приобретение торгового оборудования.

Второе. Разработка комплекса мер по развитию электронной торговли.

Третье. Ведется работа по созданию национальной товаропроводящей системы.

Оставьте комментарий