Члены ВТО сузили круг кандидатов на пост Генерального директора
18 сентября Председатель Генерального совета ВТО Дэвид Уокер (Новая Зеландия) и два его координатора в процессе выборов кандидата на пост Генерального директора ВТО раскрыли информацию о том кто из восьми претендентов[1] получил наибольшую поддержку со стороны членов ВТО.
По итогам консультаций с Послом Д. Уокером, Послом Д. Кастильо (Гондурас) и Послом Х. Аспелундом (Исландия), члены ВТО сузили круг кандидатов до пяти претендентов, которые должны пройти дальше в процессе отбора: Нгози Оконджо-Ивеала (Нигерия), Ю Мён Хи (Корея), Амина К. Мохамед (Кения), Мохаммад Мазиад аль-Тувайджри (Саудовская Аравия) и Лиам Фокс (Великобритания).
Посол Д. Уокер отметил, что второй этап консультаций начнется 24 сентября и продлится до 6 октября. В течение этого времени в ходе конфиденциальных консультаций членов ВТО попросят обозначить по два претендента с целью дальнейшего сужения круга кандидатов с пяти до двух. После этого процесса Посол Д. Уокер созовет еще одну встречу глав делегаций, на которой результаты отбора будут объявлены членам ВТО. Расписание третьего и последнего раунда консультаций будет известно ближе к этому времени.
Конечная цель этого взвешенного и четко определенного процесса — обеспечить решение членов ВТО касательно выбора следующего Генерального директора путем консенсуса.
Справочно. 31 июля Генеральный совет принял решение о проведении трех этапов консультаций, которые состоятся в течение двухмесячного периода, начиная с 7 сентября. В течение этих двух месяцев, прежде чем будет достигнут консенсус относительно того какой из кандидатов станет седьмым Генеральным директором ВТО, количество кандидатов будет сокращено с восьми до пяти, а затем до двух. Сократив круг кандидатов с восьми до пяти, члены ВТО завершили первый из трех этапов консультаций.
Процесс выбора нового Генерального директора начался 14 мая, когда бывший Генеральный директор Р. Азеведо сообщил членам ВТО, что он уйдет со своего поста за год до истечения срока его полномочий. Впоследствии 31 августа он покинул свой пост. Посол Д. Уокер немедленно приступил к процедурам назначения Генерального директора в соответствии с руководящими принципами 2002 года.
17 сентября Заместитель Генерального директора Алан Вульф заявил, что в ходе своих обсуждений в Женеве члены ВТО начали рассматривать трансграничные последствия загрязнения пластиком, и некоторые из них обратились с запросом поддержать данную инициативу на Министерской конференции ВТО в следующем году. В своем обращении в рамках виртуального Саммита по упаковке в Индии А. Вульф отметил, что членам ВТО доступен широкий спектр торговых мер для содействия устойчивой торговле, начиная от повторного использования до переработки и экодизайна.
В частности, он отметил, что в апреле прогноз сокращения мировой торговли в 2020 году из-за пандемии и усилий по борьбе с ней составлял 13% в лучшем и 32% в худшем сценарии развития событий. К концу июня данные о том, что торговля в первой половине года сократилась были подтверждены, при этом торговля товарами — на 18,5%.
Несмотря на то, что пандемия нарушила связанную с торговлей деятельность по всему миру, важно помнить, что людям по-прежнему нужны предметы первой необходимости — фармацевтические препараты, медицинское оборудование и продукты питания. Более того, электронная коммерция стала гораздо более востребованной за последние шесть месяцев, и большая часть этой торговли привела к потоку продуктов, вещей, которые люди все еще хотят покупать.
Каким образом работа ВТО может поддержать частный сектор и упаковочную промышленность? Существуют правила ВТО и инструменты транспарентности, которые могут быть полезны, также как проводимая в Женеве работа по загрязнению пластиком, торговле и экономике замкнутого цикла.
Правила ВТО, инструменты транспарентности для продукции и упаковки
ВТО предоставляет промышленности средства для отслеживания быстро меняющейся нормативной базы.
Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ) касается регуляторных вмешательств — стандартов, правил и процедур оценки соответствия — которые могут и часто влияют на торговлю. Соглашение по ТБТ является актуальным, потому что правила касаются не только самой продукции, но также способа ее упаковки или маркировки. Упаковка прямо упоминается в определениях двух ключевых терминов Соглашения по TBT: (обязательные) технические регламенты; и (добровольные) стандарты.
В отношении животных, растений, жизни или здоровья человека и безопасности пищевых продуктов также могут применяться санитарные или фитосанитарные (СФС) меры, которые должны быть реализованы в соответствии с Соглашением ВТО по СФС.
Заблаговременное уведомление о планируемых мерах помогает предотвратить разногласия между членами ВТО и способствует сотрудничеству. Уведомления ВТО общедоступны. В глобальном масштабе 8% всех мер, о которых уведомляется Комитет по ТБТ, касаются упаковки или маркировки. Из 168 уведомлений Индии по ТБТ 17% относятся к упаковке или маркировке. Все заинтересованные стороны, включая частный сектор, могут в режиме реального времени отслеживать интересующие продукты, сектора или рынки, используя такие инструменты, как система оповещения ePing.
Практика работы Комитета ВТО по ТБТ также создала пространство для решения конкретных торговых проблем (КТП). Частный сектор может через свои правительства использовать этот и другие механизмы, чтобы выразить обеспокоенность по поводу транспарентности, дискриминации или торговых ограничений, связанных с планируемыми и уже существующими мерами. Торговые партнеры Индии подняли около полдюжины КТП по теме упаковки или маркировки. Недавние примеры включают обеспокоенность торговых партнеров Индии по поводу ее проекта правил безопасности пищевых продуктов и стандартов. Заявленная обеспокоенность связана с маркировкой пищевых продуктов на упаковке, которая, как сообщается, была принята без предоставления торговым партнерам достаточного времени для адаптации или отказа от международных стандартов.
Использование международных стандартов — важная основа Соглашения по ТБТ. Нормы и стандарты (в том числе по упаковке) должны основываться на международных стандартах. Содействуя согласованности и гармонизации регулирования, международные стандарты могут быть полезны для частного сектора.
Частный сектор и упаковочная промышленность могут помогать повышать стандарты и внедрять новые методы, проявляя активный интерес в формировании правил ВТО посредством взаимодействия со своими правительствами, которые являются активными участниками в проводимых в ВТО обсуждениях и, в некоторых случаях, в урегулировании споров.
Упаковка: пластик, торговля и экономика замкнутого цикла
Ради нашей планеты и лучшего будущего необходимым является задуматься о новых методах работы. Этого требуют не только правительства, но и потребители.
Когда дело доходит до упаковки, речь неизбежно заходит о пластиковых отходах. Пластик универсален, прочен и дешев. К сожалению, он слишком медленно разлагается, что создает пластиковые отходы и загрязнение. По оценкам Всемирного экономического форума ежегодно производится более 400 миллионов тонн пластика, из которых только от 14 до 18% формально перерабатывается.
Однако есть альтернативы. В Индии нередко можно найти упаковку из джута или натуральных волокон, которая может быть как эстетичной, так и экологически чистой. Переработка также является обычной практикой, например, для бумажных пакетов, сделанных из старых газет.
Члены ВТО начали поднимать вопрос о трансграничных последствиях загрязнения пластиком в Комитете ВТО по торговле и окружающей среде. Обсуждаются шаги, предпринятые для решения проблемы пластикового загрязнения и содействия мировой экономике замкнутого цикла пластмасс.
Многие страны уже ввели торговые меры для решения проблемы загрязнения пластиком. В период с 2009 по 2018 год члены ВТО уведомили о 128 мерах, влияющих на торговлю пластиком по экологическим причинам, в основном в рамках Соглашения по ТБТ. К ним относятся технические требования, касающиеся обращения с отходами, схемы лицензирования импорта для контроля торговых потоков и запреты на одноразовые пластиковые изделия или пакеты для покупок. Уведомления о 80% этих мер были получены от развивающихся или наименее развитых стран.
Отходы могут создавать как новые экономические возможности, так и вызовы. Существует широкий спектр торговых мер, которые могут быть направлены на содействие торговле для экономики замкнутого цикла: от повторного использования до восстановления, вторичной переработки и экологического дизайна. Это потребует изменения подхода со стороны множества заинтересованных сторон, включая политиков и частный сектор.
Инструменты ВТО по транспарентности и политическому диалогу могут этому помочь. Комитет ВТО по торговле и окружающей среде работает над повышением согласованности проводимой членами политики и укреплением взаимной поддержки. Создана экологическая база данных ВТО, в которой зарегистрировано 470 торговых мер, относящихся к экономике замкнутого цикла. Такая инициатива как Соглашение об экологических товарах также могла бы способствовать распространению необходимых технологий и созданию новых альтернатив.
В сентябре дискуссии по сельскому хозяйству в рамках ВТО вступят в новую фазу
В этом месяце в ВТО начнется новый этап дискуссий по сельскому хозяйству. В этой связи новый Председатель Комитета по сельскому хозяйству г-жа Мария Эскандор (Филиппины) будет содействовать проведению встреч, запланированных на 21-23 сентября и 30 ноября-1 декабря.
В сентябре состоится заседание Комитета по сельскому хозяйству, в рамках которого члены ВТО продолжат обсуждение мер, принятых согласно Решению Найробской министерской конференции об экспортной конкуренции. В рамках заседания также будут рассмотрены обзоры развивающихся стран, являющихся нетто-импортерами продовольственных товаров и вопросы влияния covid-19 на сельскохозяйственную отрасль. При этом члены ВТО будут обмениваться информацией о политике, проводимой участниками в ответ на кризис. Также ноябрьское совещание будет посвящено мерам в отношении возможных негативных последствий реализации программы реформ для развивающихся стран, являющихся нетто-импортерами продовольственных товаров. Будут подняты вопросы дальнейшего пути развития торговли сельскохозяйственной продукцией с учетом сбоев, вызванных covid-19.
В свою очередь, 25 сентября на специальной сессии Комитета по сельскому хозяйству новый Председатель – Посол Глория Абрахам (Коста-Рика) – представит отчет о проведенных с начала сентября консультациях. У участников будет возможность изучить текущее состояние переговоров в свете пандемии covid-19 и обсудить план работы в преддверии 12-й Министерской конференции.
Также будет проведено совещание касательно хлопка, на котором члены ВТО будут обсуждать вопросы первой годовщины Всемирного дня хлопка, который состоится 7 октября. 12-13 ноября члены ВТО будут рассматривать проекты по оказанию помощи в целях достижения первых результатов совместной инициативы ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Комитета по международной торговле (МТЦ) по переработке побочных продуктов хлопка-сырца в наименее развитых странах.
Справочно. Совместная инициатива ВТО-ЮНКТАД-МТЦ была выдвинута в ноябре 2018 года с целью развития экономического потенциала по переработке побочных продуктов переработки хлопка-сырца согласно запросу членов группы «хлопковой четверки экспортеров» (Cotton-4 – Бенин, Буркина-Фасо, Чад и Мали).
Секретариат ВТО опубликовал новый информационный отчет о том, как члены ВТО использовали торговые меры для ускорения доступа к важнейшим медицинским товарам и услугам в рамках своих ответных мер в отношении пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
В отчете говорится, что торговля сыграла роль в улучшении доступа к важнейшим медицинским товарам и услугам с момента начала пандемии. Дефицит медицинских средств индивидуальной защиты, возникший во всем мире на ранней стадии пандемии, уменьшился, поскольку производство и торговля расширились, чтобы удовлетворить беспрецедентный всплеск спроса. Первоначальные данные по 41 стране показывают, что торговля медицинскими товарами выросла на 38,7% в первой половине 2020 года. При этом, для некоторых развивающихся стран поиск поставщиков определенных товаров остается проблемой.
Кроме того, в отчете описывается широкий спектр мер, связанных с торговлей, которые использовали участники: от временного сокращения или отсрочки уплаты пошлин, налогов и сборов на важнейшие медицинские товары до упрощенных таможенных процедур и пограничного оформления. В нем рассматриваются меры, связанные с интеллектуальной собственностью, которые участники использовали для содействия инновациям и доступу к технологиям, связанным с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, такие как использование принудительных или государственных лицензий, усилия по расширению доступа к соответствующим патентным базам данных и шаги по упрощению обмена данными клинических испытаний. В нем также исследуется как члены ВТО содействовали развитию телемедицины и международного движения работников здравоохранения.
Ключевые моменты отчета:
— дефицит медицинских средств индивидуальной защиты, возникший во всем мире на ранней стадии пандемии, уменьшился, поскольку производство и торговля расширились, чтобы удовлетворить беспрецедентный всплеск спроса;
— первоначальные данные по 41 стране показывают, что торговля медицинскими товарами выросла на 38,7% в первой половине 2020 года. Некоторые товары по-прежнему испытывают периодический дефицит, что создает особую проблему для некоторых развивающихся стран;
— взяты политические обязательства, чтобы рынки оставались открытыми. Заявления, сделанные лидерами G20 и министрами торговли, подкреплены еще примерно 17 заявлениями и предложениями, сделанными другими членами и группами членов ВТО;
— члены ВТО обмениваются информацией с ВТО о своих торговых мерах по борьбе с COVID-19 в виде уведомлений и для включения в отчеты ВТО по мониторингу торговли;
— пошлины, налоги и сборы на критически важные для борьбы с COVID-19 медицинские товары и другие предметы первой необходимости временно отменены или отложены 40 членами ВТО, в том числе 12 членами G20. Эти действия помогают снизить стоимость товаров, необходимых для борьбы с пандемией, как для сектора здравоохранения, так и для населения в целом. Меры по снижению или отмене импортных тарифов составили около двух третей мер по упрощению импортной торговли, о которых сообщалось в ВТО;
— таможенные процедуры и пограничная очистка для критически важных медицинских товаров для борьбы с COVID-19 ускорены за счет сокращения бюрократизма. Действия, предпринимаемые членами, включают установление приоритетных каналов оформления, сокращение и упрощение требований к документации и электронной обработке, а также улучшение сотрудничества пограничных ведомств. Ускоренные процедуры транзита также помогли странам, не имеющим выхода к морю, улучшить свой доступ к товарам первой необходимости;
— предприняты шаги по усилению одобрения регулирующих органов и сотрудничества по стандартам для продаваемых товаров, включая меры по ускорению регуляторных оценок, признанию результатов деятельности иностранных регулирующих органов и разрешению удаленных или электронных процедур оценки соответствия;
— меры, связанные с правами интеллектуальной собственности, используются для содействия инновациям и доступу к технологиям, связанным с борьбой с COVID‑19. Действия включают обмен интеллектуальной собственностью для разработки методов лечения и более широкого использования существующих технологий, предоставление бесплатного доступа к соответствующим патентным базам данных и средствам поиска по борьбе с COVID-19, предоставление отчетов о патентах, связанных с борьбой с COVID-19 и содействие обмену данными клинических испытаний. К концу июля 2020 года в рамках деятельности ВТО по мониторингу торговли было зарегистрировано около 47 мер связанных с торговлей прав интеллектуальной собственности 24 членами ВТО;
— улучшен доступ к критически важным медицинским услугам в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19. Облегчено международное перемещение работников здравоохранения вместе с новыми (временными) правилами телемедицины;
— ускоренные процедуры закупок, включая ограниченные торги и ускоренные платежи для подрядчиков, входят в число мер государственных закупок, о которых уведомили некоторые члены.
ВТО запускает электронную библиотеку перечней тарифов
17 сентября 2020 года ВТО запустила электронную библиотеку перечней тарифов — новую онлайн-платформу, обеспечивающую доступ к тысячам файлам и юридическим документам, в которых указаны тарифные и другие обязательства, принятые членами ВТО. Электронная библиотека каталогизирует и обеспечивает прямой доступ к тысячам страниц перечней тарифных уступок, включая результаты переговоров по тарифам Уругвайского раунда, перечням, согласованным в контексте присоединения к ВТО и более 600 изменений, которые были согласованы членами с момента создания ВТО в 1995 году.
Новая электронная библиотека также впервые предоставляет в электронном формате большую коллекцию исторических тарифных перечней в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года, включая документы, относящиеся к 1940-м годам.
Перечень тарифных уступок ВТО представляет собой правовой инструмент, описывающий режим, который член ВТО должен предоставлять другим членам. Перечни тарифов являются неотъемлемой частью ГАТТ и Соглашения ВТО. Обычно они прилагаются к Марракешскому протоколу к ГАТТ 1994 или к Протоколу о присоединении и представляют собой один из основных инструментов ВТО для обеспечения прозрачности, безопасности и предсказуемости мировой торговли.
Новая электронная библиотека тарифных перечней дополняет «Онлайн документы», существующие базы данных и отчеты ВТО, значительно облегчая доступ к правовым инструментам и предоставляя инструменты для анализа информации по членам ВТО и типам процедур. Электронная библиотека предоставляет специализированные ресурсы, включая отчеты Секретариата ВТО по соответствующим вопросам, решения, принятые членами ВТО, процедуры, в том числе пояснительные видео и другие справочные материалы.
Электронная библиотека в настоящее время доступна на английском языке по ссылке https://goods-schedules.wto.org/. Версии на французском и испанском языках будут доступны позже.
Третейская группа ВТО выпустила отчет о тарифах США на китайские товары
15 сентября 2020 года Третейская группа разослала всем странам отчет относительно тарифных мер США, применяемых к определенным товарам, происходящим из Китая. Данные тарифные меры касаются различных секторов Китая, в т.ч. машиностроение, электроника и т.д., согласно которым предлагается установить дополнительные адвалорные пошлины в размере 25% от стоимости товара в отношении именно китайских товаров.
В отчете Третейская группа приходит к выводу, что:
- стороны не достигли взаимоприемлемого решения по статье 12.7 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (далее – ДРС) или иным образом отказались от своих прав на осуществление действий ВТО по урегулированию споров по мерам, рассматриваемым в данном споре;
- по мерам, оспариваемым Китаем, Третейская группа должна сделать выводы и рекомендации в отношении первой меры, указанной в запросе Китая (дополнительные пошлины в размере 25% на товары из Перечня № 1), и второй меры с изменениями от 9 мая 2019 года (дополнительные пошлины в размере 25% на товары из Перечня № 2);
- оспариваемые меры, прежде всего, несовместимы со статьями I:1, II:1(a) и II:1(b) ГАТТ 1994 года;
- США не выполнили свое обязательство по статье XX(а) ГАТТ 1994 года.
В результате, Третейская группа сделала заключение, что рассматриваемые меры несовместимы со статьями I:1, II:1(a) и II:1(b) ГАТТ 1994 года.
В соответствии со статьей 3.8 ДРС, в случаях нарушения обязательств, принятых на основе охваченного соглашения, возбуждаемое дело считается, прежде всего, делом об аннулировании или сокращении выгод. Третейская группа сделала заключение, что в той мере, в какой рассматриваемые меры несовместимы с определенными положениями ГАТТ 1994 года, они аннулировали или сократили выгоды, получаемые Китаем по этому соглашению по смыслу статьи XXIII:1(а) ГАТТ 1994 года.
В соответствии со статьей 19.1 ДРС, Третейская группа рекомендует США привести свои меры в соответствие со своими обязательствами по ГАТТ 1994 года.
Дополнительные комментарии от Третейской группы
В задачу Третейской группы не входит делать какие-либо юридические выводы или давать рекомендации по любым вопросам, кроме тех, которые ей специально поручено рассмотреть в рамках этих процедур урегулирования споров. В этой связи Третейская группа напоминает, что правительство США до настоящего времени не инициировало действий в соответствии с ДРС в отношении каких-либо мер, введенных Китаем в ответ на меры США, о которых идет речь в данном споре.
Третейская группа подчеркивает, что в соответствии с требованиями статьи 11 ДРС она стремилась добросовестно выполнять свою судебную роль в отношении вопросов, подпадающих под круг ведения данного разбирательства по урегулированию споров. Кроме того, Третейская группа отмечает, что процесс комиссии структурирован таким образом, что у сторон есть время для подведения итогов по мере развития судебного разбирательства и дальнейшего рассмотрения возможностей для взаимосогласованных и удовлетворительных решений.
Соответственно, ссылаясь на статью 3.7 ДРС, в которой подчеркивается, что цель системы урегулирования споров заключается в достижении положительного решения спора, Третейская группа постоянно призывает стороны продолжать усилия по достижению взаимоприемлемого решения вопросов в рамках данного торгового спора.
[1] Д-р Хесус Сид Кури, Мексика; Д-р Нгози Оконджо-Ивеала, Нигерия; Г-н Абдель-Хамид Мамдух, Египет; Посол Тудор Ульяновский, Молдова; Ее Превосходительство Ю Мён Хи, Корея; Посол Амина К. Мохамед, Кения; Г-н Мохаммед Мазиад аль-Тувайджри, Саудовская Аравия; и Д-р Лиам Фокс, Великобритания