Справочная информация
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана в 1948 году (координация Плана Маршалла).
Штаб-квартира располагается в Париже (Франция). Генеральный секретарь с 2006 года по настоящее время – Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (происхождение – Мексика).
Проведение скоординированной политики, направленной на обеспечение устойчивого экономического роста и повышение уровня жизни стран-членов.
В состав ОЭСР входит 38 стран, а также Европейская комиссия на правах отдельного участника (с 1960 г.).
На страны ОЭСР приходится 60% мирового ВВП.
ОЭСР проводит политику расширения числа участников. Из постсоветских стран в ОЭСР в 2016 году вошла Латвия.
В 2018 году в ОЭСР вступили Литва и Колумбия.
В 2020 году в ОЭСР вступила Колумбия.
15 мая 2020 года Совет ОЭСР официально пригласил Коста-Рику стать 38 членом организации.
Главный управляющий орган – Совет ОЭСР. В его состав входит по 1 представителю от каждой страны, а также
1 представитель Европейской комиссии. Совет возглавляет Генеральный секретарь – Анхель Гурриа.
Совет ОЭСР встречается на регулярной основе на уровне постоянных представителей в ОЭСР. На таких заседаниях вырабатываются общие направления деятельности организации. Также 1 раз в год, как правило, в конце мая – начале июня Совет встречается на уровне министров для обсуждения ключевых вопросов, а также определения приоритетов для работы ОЭСР на предстоящий год. Решения принимаются на основе консенсуса. Встречи проходят под председательством Генерального Секретаря. Реализацию решений, принятых Советом, обеспечивает Секретариат.
Секретариат является постоянно действующим аппаратом ОЭСР, обеспечивающим работу ее структурных органов. Секретариат занимается сбором и обработкой информации, разработкой документов и рекомендаций, выпускает аналитические записки, публикации по экономическим и социальным вопросам.
В состав Секретариата ОЭСР входит 19 подразделений (секретариаты, департаменты, директораты по различным направлениям, как финансы, экономика, наука и технологии, сельское хозяйство, образование, окружающая среда и пр.). Подразделения Секретариата ОЭСР обеспечивают работу комитетов аналитической информацией и разрабатывают предложения. За каждым подразделением Секретариата закреплено 1-6 комитетов, а также их рабочие группы и подгруппы согласно компетенции.
Директораты играют роль международных информационно-аналитических центров. Одна из функций Директоратов состоит в организации ежегодных встреч министров, заседаний комитетов с участием представителей национальных правительств (два раза в год), а также периодических заседаний экспертов — сотрудников исследовательских институтов, образовательных учреждений, неправительственных организаций стран-членов и стран-партнеров ОЭСР. Другая функция Директоратов состоит в разработке и реализации аналитических проектов. Эти проекты заключаются, как правило, в проведении межстранового анализа, мониторинга, сборе статистических данных для изучения и прогнозирования текущих проблем, в том числе в сфере экономики, образования, социально-экономического развития, науки и инноваций. Предложения по реализации и результаты проектов составляют основу для выработки решений, включающих политические рекомендации, которые принимаются во время заседаний. Для решения более узких проблем в рамках Директоратов существуют отделы, исследовательские центры, рабочие и экспертные группы.
Информация о сотрудничестве Республики Казахстан с ОЭСР
1. Евразийская программа конкурентоспособности
Взаимодействие Казахстана с ОЭСР началось в 2008 году в рамках Евразийской программы конкурентоспособности (далее — ЕПК), включающей 13 стран Центральной Азии, Кавказа и Восточной Европы.
ЕПК реализуется с целью привлечения инвестиций, повышения конкурентоспособности и развития частного предпринимательства в Евразии. Программа ориентирована на содействие странам региона в выработке политики по улучшению делового климата на основе стандартов и инструментов ОЭСР.
В 2011 году Казахстан был приглашен ОЭСР к участию в работе Управляющего комитета Центрально-азиатской инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР (ЦАИ), при условии, что страна станет донором Программы. Таким образом, в целях финансирования деятельности ЕПК в 2011 году было подписано соглашение между Министерством экономического развития и торговли РК и ОЭСР о финансировании бюджета Программы на 2011-2012 годы в размере 800 тыс. евро.
В период с 2013 по 2016 год Казахстан являлся сопредседателем Центрально-азиатской инициативы Евразийской программы конкурентоспособности ОЭСР совместно с Европейским Союзом.
В рамках ЕПК были реализованы 6 проектов:
1. «Диверсификация казахстанских ресурсов для прямых иностранных инвестиций и усиление секторальной конкурентоспособности» (2009-2013 гг.);
2. «Повышение региональной конкурентоспособности» (МНЭ, 2011-2016 гг.);
3. «Повышение конкурентоспособности Казахстана посредством реформы государственного сектора» (МНЭ, АДГС, 2012–2014 гг.);
4. «Повышение конкурентоспособности Казахстана за счет реализации инновационной политики» (2014-2016 гг.);
5. Проект «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана. Поддержка в реализации рекомендаций, предложенных в Руководствах по государственной политике» (2014-2016 гг.);
6. Проект «Отраслевая конкурентоспособность Казахстана: Повышение конкурентоспособности и привлечение ПИИ в отрасль недропользования с учетом развития рынка юниорских компаний в Республике Казахстан» (2014-2018 гг.).
В связи с подписанием Страновой программы сотрудничества в 2015 году все проекты с ОЭСР реализуются в рамках Страновой программы.
Для поддержания регионального диалога, проведения экспертной оценки коллегами из других стран, определения приоритетных реформ и оказания поддержки в разработке и проведении государственных преобразований на ежегодной основе проводится Неделя Евразии в ОЭСР.
В 2017 году с 23 по 25 октября в г. Алматы прошла первая выездная Неделя Евразии в ОЭСР, в которой приняли участие более 400 человек из 13 стран Евразийского региона. Цель данного трехдневного мероприятия заключалась в том, чтобы создать условия для дальнейшего укрепления отношений между государствами Евразии и странами-участницами ОЭСР и обратить внимание мировой общественности на усиление сотрудничества по целому ряду направлений, напрямую связанных с конкурентоспособностью региона.
На мероприятиях в рамках Недели Евразии приняли участие Премьер-министр Республики Казахстан Б.Сагинтаев, Заместители Премьер-министров Грузии, Таджикистана и Узбекистана, Министры из стран Евразии и ОЭСР, послы ОЭСР и стран Евразии, представители партнерских организаций и бизнес-сообщество.
Всего в рамках Недели Евразии ОЭСР 2017 было проведено 16 заседаний и круглых столов, основными из которых являются Церемония открытия, Встреча на уровне Министров, Заседание управляющих комитетов, Интерактивная дискуссия по странам Центральной Азии и Восточной Европы, Деловой форум и сессия по Страновой программе ОЭСР по Казахстану.
Всего по итогам Недели Евразии было презентовано 6 тематических обзоров 8 стран по таким направлениям, как повышение конкурентоспособности МСБ, привлечение инвестиций, оптимизация экспортной политики, улучшение доступа к финансированию и другие.
В рамках Делового форума приняли участие представители 40 казахстанских и более 30 иностранных компаний.
Ключевым мероприятием в рамках Недели Евразии ОЭСР 2017 стала сессия по Страновой программе ОЭСР по Казахстану, на которой выступили пять отраслевых министров и были обсуждены основные результаты реализации Программы, а также процесс проведения реформ в Казахстане с учетом рекомендаций данных в рамках Страновой программы.
В целом по итогам проведения Недели Евразии ОЭСР 2017 Секретариатом ОЭСР был отмечен высокий уровень организации мероприятия, проведен конструктивный диалог и обмен опытом между странами.
2. О ходе реализации Страновой программы сотрудничества с ОЭСР
В январе 2015 г. в г. Давос Премьер-министром РК и Генеральным секретарем ОЭСР подписана Страновая программа сотрудничества, которая предусматривает присоединение Казахстана к 29 основным правовым инструментам ОЭСР, а также проведение 13 обзоров в различных сферах развития страны для оценки соответствия стандартам и принципам ОЭСР.
В рамках Страновой программы за период 2015-2016 гг. Республикой Казахстан было реализовано 13 обзоров.
Первая фаза Страновой программы
В рамках первой фазы Страновой программы государственными органами от ОЭСР получены окончательные отчеты по 13 обзорам.
Таб 1. Перечень обзоров Страновой программы на 2016 — 2017 гг.
Вторая фаза Страновой программы на 2017 – 2018 гг.
По итогам успешной реализации Страновой программы сотрудничества Казахстана с ОЭСР в 2017 году одобрено продление Страновой программы до конца 2018 года.
В рамках второй фазы Страновой программы одобрена реализация 15 новых обзоров, из которых 8 проектов реализуется МНЭ, 1 – МИИР, 2 – МФ, 1 – МСХ, 1 – МТИ, 1 – МИД, 1 – МЭГПР.
Правовые инструменты
В рамках Страновой программы реализуется присоединение к
29 правовым инструментам ОЭСР.
На сегодня Казахстан присоединился к 20 правовым инструментам, к 7 инициировано присоединение и к 2 планируется направление письма.
Присоединение к правовым инструментам и успешная реализация их положений являются одним из критериев для повышения статуса участия в комитетах наряду с проведением экспертных обзоров и активным участием в рабочих органах ОЭСР.
В связи с чем, ОЭСР осуществляет контроль качества их исполнения, что в свою очередь влияет на решение Совета о повышении статуса участия в комитетах ОЭСР.
Справочно:
Правовые инструменты – это нормативно-правовая база ОЭСР, которая включает около 450 документов (решения, рекомендации, кодексы, соглашения, конвенции, декларации и международные соглашения).
Нормативные документы ОЭСР можно разделить на две категории:
1. Межгосударственные соглашения, а также решения Совета ОЭСР имеющие обязательную юридическую силу для стран-участниц.
2. Декларации, конвенции, договоренности, рекомендации, которые не накладывают на страны регламентирующих обязательств, носят рекомендательный характер по внедрению лучшего опыта национального регулирования в тех или иных областях.
3. Участие Казахстана в комитетах и рабочих органах ОЭСР
Высшими политическими органами управления ОЭСР являются Комитеты, состоящие из представителей стран-членов организации и стран, имеющих статус наблюдателей.
Структуру ОЭСР составляют около 250 комитетов, рабочих и экспертных групп. В состав каждого специализированного комитета входят представители 35 стран-участниц. Они проводят свои заседания для выработки новых идей и оценки прогресса, достигнутого в более узких областях, как, например, в торговле, в управлении предприятиями государственного сектора, в области содействия развитию, в области финансовых рынков и т.д.
Страны, не являющиеся членами ОЭСР, могут быть приглашены для участия в работе комитетов и других основных органов ОЭСР. Статус таких стран – Партнеры. Каждый Комитет обязан разработать Стратегию международных отношений для определения стран, которые будут приглашены. Предусматривается трехступенчатое участие: приглашенный, участник и ассоциированный участник.
За время сотрудничества с ОЭСР Казахстан участвует в 35 рабочих органах Организации, из них в 16 комитетах и рабочих органах ОЭСР имеет статус «приглашенного». Кроме того, Казахстан в 10 комитетах и рабочих органах имеет статус «участника», в 7 — статус «партнера», в 2 – статус «ассоциированного члена».
Значение статусов
Приглашенный (Invitee) | Могут быть приглашены по усмотрению органа ОЭСР для участия в отдельных заседаниях субсидиарных органов, при условии их включения в План участия. Они вносят свой вклад в осуществление мандата комитета и рабочей программы путем присутствия на заседаниях и участия в обсуждениях. Членские взносы отсутствуют. |
Участник (Participant) | Приглашаются на все заседания субсидиарного органа на неограниченный период, если иное не указано. Данное приглашение подлежит пересмотру каждые два года приглашающим органом. Членский взнос: 11 200 евро в год за участие в работе Комитета, 3 700 евро – в Рабочей Группе, если не участвует в соответствующем комитете. |
Ассоциированный член (Associated participant) | Принимают участие в работе Комитета на равных условиях (правах и обязательствах), как и члены ОЭСР. Однако, не могут принимать участие в обсуждении на предмет принятия нового члена в ОЭСР. Членский взнос: 21 000 или 53 000 евро в год. |