- Председатель призывает участников сосредоточиться на приоритетах и результатах MК12
- ЕС оспаривает меры РФ по импортозамещению в рамках ВТО
- Коста-Рика инициировала спор в ВТО против Доминиканской Республики в отношении пошлин на стальные прутки
- ВТО опубликовала выпуск ведущего статистического издания 2021 года
- Буклет ВТО освещает деятельность членов ВТО в области безопасности пищевой продукции, здоровья животных и растений в 2020 году
Председатель призывает участников сосредоточиться на приоритетах и результатах MК12[1]
Председатель Генерального совета Посол Дасио Кастильо (Гондурас) призвал членов ВТО сосредоточить свое внимание на приоритетных вопросах предстоящей 12-й Министерской конференции (МК12) и ее возможных результатах. Выступая на заседании Генерального совета 27-28 июля, Посол Кастильо заявил, что намерен возобновить работу по всем направлениям в начале сентября и без промедления начать процесс консультаций по подготовке проекта Декларации министров.
До начала МК12, которая состоится в Женеве с 30 ноября по 3 декабря, остается четыре месяца. В настоящее время члены занимаются широким кругом вопросов, по которым они надеются достичь результатов в преддверии или во время МК12, включая соглашение о сокращении вредных субсидий для рыбного промысла, обеспечение быстрого и равноправного доступа к товарам, имеющим решающее значение для борьбы с COVID-19, прогресс в аграрной реформе и др.
Большая часть заседания Генерального совета была сосредоточена на ответных мерах ВТО на пандемию. Члены рассмотрели совместное предложение 25 членов ВТО о декларации Генерального совета, в которой будет содержаться ряд ответных мер в сфере торговой политики, отдельные инициативы Европейского союза и Китайского Тайбэя, а также призыв группы членов ВТО к отказу от некоторых положений Соглашения ТРИПС по профилактике, сдерживанию и лечению COVID-19.
ЕС оспаривает меры РФ по импортозамещению в рамках ВТО[2]
Европейский Союз запросил у ВТО консультации по спорам с Российской Федерацией относительно российских мер, которые, по утверждениям ЕС, являются частью программы импортозамещения. Запрос был разослан членам ВТО 26 июля.
ЕС утверждает, что меры, относящиеся к деятельности определенных государственных структур, а также законы и постановления, регулирующие данную деятельность, несовместимы с различными положениями Генерального соглашения ВТО по тарифам и торговле (ГАТТ) 1994 г., Генерального соглашения о торговле услугами и Протокола о присоединении России к ВТО.
В частности, Российская Федерация приняла ряд мер, которые являются частью более широкой программы импортозамещения, направленной на замену посредством сочетания ограничений и стимулов импортных товаров или услуг, предоставляемых иностранными организациями, отечественными товарами или услугами, предоставляемыми российскими организациями в рамках закупок товаров и услуг для неправительственных целей некоторыми связанными с государством субъектами, не являющимися государственными учреждениями, в том числе государственными предприятиями, государственными торговыми предприятиями и юридическими лицами, реализующими инвестиционные проекты с государственной поддержкой.
К основным российским правовым актам, регулирующим импортозамещение в сфере закупок, относятся Федеральный Закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (Закон 223), который регулирует закупки определенных лиц, включая государственные предприятия и государственные торговые предприятия, и Федеральный закон № 488-ФЗ от 31 декабря 2014 года о промышленной политике (Закон 488), который устанавливает политику импортозамещения в Российской Федерации промышленной продукции и регулируется Законом 223.
Вышеназванные законы, а также указы и т. д. применялись или могут применяться соответствующими государственными организациями и/или российскими властями.
В этой связи, ЕС оспаривает следующие меры:
а) Ценовые преференции, применяемые государственными организациями к закупкам товаров российского происхождения и услуг российских компаний;
б) Требование получения предварительного разрешения на покупку определенных инженерных продуктов;
с) Минимальные квоты для отечественной продукции в процедурах закупок некоторых государственных организаций, отдающих предпочтение продукции российского происхождения.
Коста-Рика инициировала спор в ВТО против Доминиканской Республики в отношении пошлин на стальные прутки[3]
Коста-Рика запросила ВТО о проведении консультации по спорам с Доминиканской Республикой в отношении антидемпинговых пошлин, введенных Доминиканской Республикой на импортируемые из Коста-Рики прутки из гофрированной стали. Данный запрос был распространен членам ВТО 27 июля.
Коста-Рика утверждает, что оспариваемые меры не соответствуют нормам Соглашения ВТО по антидемпинговым мерам и Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (детальная информация содержится в документе WT/DS605/1[4]).
Между тем отмечаем, что просьба о проведении консультаций означает инициирование спора в ВТО. Консультации дают сторонам возможность обсудить данный вопрос и найти удовлетворительное решение без дальнейшего судебного разбирательства. Однако если по истечении 60 дней консультации не способствовали урегулированию спора, заявитель может ходатайствовать о вынесении решения коллегией.
ВТО опубликовала выпуск ведущего статистического издания 2021 года[5]
30 июля ВТО опубликовала новый выпуск своего ежегодного издания по статистике международной торговли «Статистический обзор мировой торговли».
В предисловии к публикации Генеральный директор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала отметила следующее:
«Пандемия COVID-19 имела разрушительные последствия для всего мира. Миллионы людей погибли, а значительная часть населения мира, особенно в развивающихся и наименее развитых странах, по-прежнему не вакцинирована. Это наихудший экономический спад с 1930-х годов, который оказал негативное воздействие на условия жизнеобеспечения и бизнес во всем мире. Крайняя бедность и голод растут, а занятость значительно ниже докризисных тенденций».
«В этой публикации обозначены последние тенденции в мировой торговле и предпринята попытка предоставить статистические данные о влиянии COVID-19 на торговлю».
В обзоре отмечается, что в 2020 году стоимость мирового товарного экспорта снизилась на 8 процентов, а торговля услугами на 21 процент, с наиболее ощутимыми последствиями пандемии во втором квартале 2020 года. В середине 2020 года торговля начала восстанавливаться, но с большими различиями по регионам и секторам. Восстановление торговли товарами произошло в основном за счет торговли промышленными товарами, в то время как торговля услугами по-прежнему сдерживается сохраняющимися ограничениями на поездки, связанными с COVID-19.
«Полное восстановление для международных поездок и мировой торговли в целом зависит от быстрого и равноправного доступа к вакцинам против COVID-19 во всем мире», — отметила Генеральный директор Оконджо-Ивеала.
Аналитические главы отчета дополнены многочисленными статистическими таблицами, в которых представлена подробная разбивка различных аспектов торговли товарами и торговли коммерческими услугами.
Данные о торговле товарами в отчете были собраны в сотрудничестве с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), а данные о коммерческих услугах были подготовлены совместно с ЮНКТАД в сотрудничестве с Центром международной торговли (МТЦ) и Статистическим отделом ООН.
Публикацию можно скачать по следующей ссылке: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/wts2021_e/wts21_toc_e.htm.
Буклет ВТО освещает деятельность членов ВТО в области безопасности пищевой продукции, здоровья животных и растений в 2020 году[6]
В новом буклете, выпущенном 27 июля 2021 года, подчеркивается активное участие членов ВТО на всех уровнях развития в вопросах прозрачности и предотвращения торговых споров. Информация, содержащаяся в буклете, основана на обзоре выполнения членами Соглашения о применении санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС) за 2020 год.
Соглашение по СФС направлено на обеспечение того, чтобы меры по охране здоровья членов ВТО в области безопасности пищевой продукции, здоровья животных и растений не ограничивали международную торговлю больше, чем это необходимо. Комитет ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам наблюдает за выполнением Соглашения по СФС и является форумом, на котором члены обсуждают конкретные торговые вопросы.
Публикация фокусируется на соблюдении членами требований по уведомлениям в соответствии с Соглашением по СФС и торговых вопросах, поднятых на Комитете по СФС.
Публикацию можно скачать по следующей ссылке: https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/sps10key2020_e.htm.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/gc_28jul21_e.htm
[2] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/ds604rfc_26jul21_e.htm
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/ds605rfc_27jul21_e.htm
[4]https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(%20@Symbol=%20(wt/ds605/1%20))&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true#
[5] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/publ_30jul21_e.htm
[6] https://www.wto.org/english/news_e/news21_e/sps_27jul21_e.htm