- Товарный барометр сигнализирует о возможном поворотном моменте для торговли, поскольку давление предложения ослабевает
- Экспортный контроль США в отношении Беларуси
- Палата представителей США примет меры в отношении российской нефти и членства России в ВТО
- Президент Байден вводит запрет на импорт российских энергоресурсов
- Рекордный дефицит торгового баланса США в январе
- Содержание дайджеста pdf
Товарный барометр сигнализирует о возможном поворотном моменте для торговли, поскольку давление предложения ослабевает[1]
Согласно Барометру торговли товарами ВТО, сбои в поставках снизили восстановление мировой торговли товарами. Однако, поскольку давление в цепочке поставок показывает некоторые признаки ослабления, ситуация может начать меняться.
Текущее значение 98,7 ниже базового значения барометра 100 и немного ниже значения 99,5 в ноябре прошлого года, что указывает на потерю импульса в торговле в начале 2022 года после сильного восстановления объемов торговли в прошлом году. Тем не менее, индекс также показывает признаки достижения дна, предполагая, что торговля товарами может вскоре вырасти, даже если в ближайшей перспективе она останется ниже тренда.
Помимо продолжающихся сбоев в цепочке поставок, слабость барометра частично объясняется введением медицинских ограничений для борьбы с омикронной волной COVID-19, которую некоторые страны в настоящее время отменяют, поскольку воздействие нового штамма на здоровье оказалось относительно умеренным. Ослабление этих мер может стимулировать торговлю в ближайшие месяцы, хотя будущие штаммы COVID-19 по-прежнему представляют риски для экономической активности и торговли.
В третьем квартале 2021 года рост объема торговли товарами замедлился до 8,1% в годовом исчислении из-за эффектов базы — торговля начала восстанавливаться во второй половине 2020 года — а также небольшого квартального снижения. Как только станут доступны статистические данные за четвертый квартал 2021 года, они, вероятно, покажут еще более низкий годовой рост, даже если квартальный рост снова станет положительным.
В совокупности объем торговли за первые три квартала 2021 года вырос на 11,9% по сравнению с первыми тремя кварталами 2020 года. Это выше последнего прогноза ВТО на 10,8% по сравнению с октябрем прошлого года, но более медленный годовой рост в четвертом квартале должен привести прирост за год в большее соответствие с прогнозом.
Большинство индексов компонентов барометра были близки к своему базовому значению 100, что указывает на тенденцию к росту, за исключением автомобильной продукции (92,0) и контейнерных перевозок (97,2). Индекс автомобильной продукции фактически улучшился по сравнению с последними месяцами из-за постепенного увеличения доступности полупроводников, которые широко используются в производстве автомобилей. Это увеличение доступности отражено в индексе электронных компонентов (98,6), который близок к тренду.
Индекс контейнерных перевозок (97,2) упал еще ниже тренда, поскольку перегруженность портов оставалась постоянной проблемой, но замедление темпов его снижения может предвещать перелом в ближайшем будущем. Контейнерная пропускная способность основных портов стабилизировалась на очень высоком уровне. Индексы менеджеров по закупкам показывают, что сроки доставки постепенно сокращаются во всем мире, но недостаточно быстро для многих производителей и потребителей.
Барометр торговли товарами — это составной опережающий индикатор, предоставляющий информацию в режиме реального времени о траектории торговли товарами относительно последних тенденций, опережая обычную статистику объема торговли. Показания равные 100 указывают на рост в соответствии со среднесрочными тенденциями; значения выше 100 указывают на рост выше тренда, тогда как значения ниже 100 указывают на обратное.
Экспортный контроль США в отношении Беларуси[2]
2 марта Администрация Президента США ввела экспортный контроль в отношении Беларуси за ее помощь во вторжении России в Украину.
Меры контроля предотвратят утечку продукции, включая технологии и программное обеспечение в оборонном, аэрокосмическом и морском секторах через Беларусь в Россию.
Экспортный контроль, вводимый в отношении Беларуси, аналогичен тому, который уже применяется в отношении России.
Новые правила Бюро промышленности и безопасности Департамента торговли США вводят запрет на экспорт чувствительных товаров, которые поддерживают оборонную, аэрокосмическую и морскую промышленность Беларуси.
Также они распространяют на Беларусь два новых правила, касающихся прямого иностранного продукта и введенных в действие в рамках торговых санкций в отношении России, что приводит к почти полному запрету на экспорт товаров как российским, так и белорусским военным конечным потребителям.
Белый дом заявил, что более 30 стран, представляющих более половины мировой экономики, объявили о санкциях и экспортном контроле в отношении России.
Широкие санкции
Белый дом объявил, что Госдепартамент США введет «широкие» санкции в отношении российского оборонного сектора. Всего в список будут включены 22 российских оборонных предприятия, в том числе фирмы, производящие боевые самолеты, боевые машины пехоты, системы радиоэлектронной борьбы, ракеты и беспилотные летательные аппараты для российских вооруженных сил.
Департамент торговли США введет экспортный контроль в отношении оборудования для добычи нефти и газа, которое могло бы поддержать перерабатывающие мощности России в долгосрочной перспективе. «США, наши союзники и партнеры не имеют стратегической заинтересованности в сокращении глобальных поставок энергии, поэтому мы исключили платежи за энергию из наших финансовых санкций», — говорится в информационном бюллетене. «Но мы, наши союзники и партнеры глубоко заинтересованы в том, чтобы со временем ухудшить статус России как ведущего поставщика энергии. Эти действия помогут достичь этой цели, защищая при этом американских потребителей».
Как объявил Президент Байден в своем обращении к Конгрессу, США закрывают воздушное пространство для всех российских рейсов, «еще больше изолируя Россию и оказывая дополнительное давление на ее экономику».
Палата представителей США примет меры в отношении российской нефти и членства России в ВТО[3]
Ожидается, что Палата представителей США примет законодательство, запрещающее импорт энергоресурсов из России и нацеленное приостановить ее членство в ВТО.
Однако, по просьбе Администрации Президента США законодатели отказались от формулировок, предусматривающих лишение России Постоянного статуса нормальных торговых отношений.
Президент Байден подписал указ о запрете импорта российской нефти, газа и угля, что делает принятие такого законодательства излишним.
Указ предписывает Торговому представителю США “использовать голос и влияние США в ВТО”, чтобы осудить вторжение России в Украину, призвать других членов ВТО приостановить торговые уступки России и “рассмотреть дальнейшие шаги с целью приостановления участия Российской Федерации в ВТО”.
Президент Байден вводит запрет на импорт российских энергоресурсов[4]
Президент Байден объявил о немедленном запрете на импорт российских энергоресурсов, включая нефть, сжиженный природный газ и уголь, что, по его словам, нацелено на “главную артерию российской экономики”.
Белый дом колебался с введением запрета из-за опасений, что цены на газ взлетят еще больше, чем с тех пор, как Россия вторглась в Украину две недели назад.
Президент США признал, что запрет приведет к еще большему росту цен на газ. Однако он также отметил, что народ США решительно поддерживает идею прекращения импорта российской нефти и газа.
Решение о введении энергетического запрета было принято по итогам консультаций с союзниками США, в том числе ЕС, отметил Президент Байден. Он также отметил, что европейские страны не смогут предпринять такие же действия из-за своей зависимости от российской нефти и газа. Вашингтон продолжит свое сотрудничество с ЕС, чтобы помочь им уменьшить такую зависимость.
Великобритания объявила о постепенном прекращении импорта российской нефти к концу этого года.
Указ, подписанный Президентом США, запрещает ввоз в США сырой нефти; нефти; нефтяного топлива, масел и продуктов их перегонки; сжиженного природного газа; угля и угольной продукции из России. Он также запрещает все новые инвестиции США в энергетический сектор России.
Рекордный дефицит торгового баланса США в январе[5]
Дефицит торгового баланса США достиг в январе нового рекордного уровня и составил $89,7 млрд, что на $7,7 млрд больше, чем рекордный дефицит в $82 млрд в декабре.
Экспорт в январе составил $224,4 млрд, что на $3,9 млрд меньше, чем экспорт в декабре. Импорт, тем временем, достиг $314,1 млрд, что на $3,8 млрд больше, чем декабрьский импорт.
Увеличение дефицита товаров и услуг в январе отразило увеличение дефицита товаров на $7,1 млрд до $108,9 млрд и уменьшение профицита услуг на $600 млн до $19,2 млрд.
В годовом исчислении дефицит товаров и услуг увеличился на $24,6 млрд или на 37,7 процента по сравнению с январем 2021 года. Экспорт увеличился на $29,9 млрд или на 15,4 процента, в то время как импорт вырос на $54,4 млрд или на 21 процент.
Средний дефицит товаров и услуг увеличился на $7,6 млрд до $83,9 млрд за три месяца, закончившихся в январе. В годовом исчислении средний дефицит товаров и услуг увеличился на $17,8 млрд по сравнению с тремя месяцами, закончившимися в январе 2021 года.
Экспорт товаров сократился в январе на $2,3 млрд до $155,9 млрд, в то время как экспорт услуг сократился в январе на $1,6 млрд до $68,5 млрд.
Импорт товаров вырос в январе на $4,8 млрд до $264,8 млрд, а импорт услуг в январе сократился на $1 млрд до $49,3 млрд.
США зафиксировали в январе дефицит с Китаем в размере $33,3 млрд, Европейским союзом — $18 млрд, Мексикой — $12,5 млрд, Японией — $7,1 млрд, Канадой — $6,8 млрд, Германией — $5,4 млрд, Тайванем — $3,9 млрд, Италией — $3,2 млрд, Южной Кореей — $3 млрд, Индией — $2,4 млрд, Саудовской Аравией — $800 млрд и Францией — $800 млрд.
Положительное сальдо торгового баланса США с Южной и Центральной Америкой составило $4,4 млрд, Гонконгом — $2 млрд, Сингапуром — $1,3 млрд, Бразилией — $1,1 млрд и Соединенным Королевством — $1 млрд.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/wtoi_21feb22_e.htm
[2] «Washington Trade Daily», издание 31, №44
[3] Washington Trade Daily, издание 31, №48
[4] Washington Trade Daily, издание 31, №48
[5] Washington Trade Daily, издание 31, №48