Содержание дайджеста
- Мировая торговля достигла рекордного уровня в 28,5 трлн долларов в 2021 году, но, вероятно, снизится в 2022 году
- Члены ВТО рассмотрели вопрос о том, каким образом торговля может помочь НРС оправиться от COVID-19
- Защитные меры США в отношении импорта корейских крупных стиральных машин и некоторых частей к ним
- Государственные закупки КНР в рамках Доклада США «О соблюдении Китаем требований ВТО»
- Дайджест PDF
Мировая торговля достигла рекордного уровня в 28,5 трлн долларов в 2021 году, но, вероятно, снизится в 2022 году[1]
В четвертом квартале 2021 года импорт и экспорт во всех основных торговых странах превысили допандемический уровень. При этом торговля товарами в развивающихся странах росла сильнее, чем в развитых странах.
В опубликованном 17 февраля Докладе ЮНКТАД о глобальной торговле[2] отмечается, что в 2021 году мировая торговля товарами оставалась высокой, а торговля услугами, наконец, вернулась к уровню, существовавшему до пандемии COVID-19.
В целом стоимость мировой торговли в 2021 году достигла рекордного уровня в 28,5 трлн долларов. Это на 25% больше, чем в 2020 году и на 13% больше, чем в 2019 году, до того, как разразилась пандемия COVID-19.
Хотя наибольший рост мировой торговли пришелся на первую половину 2021 года, во второй половине года прогресс продолжился.
После относительно медленного третьего квартала рост торговли снова ускорился в четвертом квартале, когда торговля товарами увеличилась почти на 200 миллиардов долларов, достигнув нового рекорда в 5,8 триллиона долларов.
Между тем, торговля услугами выросла на 50 миллиардов долларов и достигла 1,6 триллиона долларов, что немного выше допандемического уровня.
Рост торговли в развивающихся странах
В четвертом квартале 2021 года импорт и экспорт во всех основных торговых странах намного превысили допандемический уровень 2019 года.
Однако торговля товарами в развивающихся странах росла сильнее, чем в развитых странах.
Экспорт развивающихся стран был примерно на 30% выше, чем за тот же период 2020 года, по сравнению с 15% более богатых стран.
В связи с ростом цен на сырьевые товары, рост в регионах, экспортирующих сырьевые товары, был выше. Кроме того, рост торговли Юг-Юг был выше среднемирового показателя, увеличившись на 32% в годовом исчислении.
Существенный рост торговли в большинстве секторов
В последнем квартале 2021 года во всех секторах экономики, за исключением транспортного оборудования, наблюдался значительный рост стоимости их торговли по сравнению с прошлым годом.
Высокие цены на топливо стали причиной сильного роста стоимости торговли в энергетическом секторе. Рост торговли металлами и химическими веществами также был выше среднего.
В результате глобальной нехватки полупроводников рост торговли оборудованием связи, дорожными транспортными средствами и точными приборами замедлился.
Прогнозы на 2022 год
В первом квартале 2022 года рост торговли замедлится.
Ожидаются хоть и незначительные, но положительные темпы роста как для торговли товарами, так и для услуг, при сохранении объемов торговли на уровне, аналогичном последним трем месяцам 2021 года.
Положительная тенденция международной торговли в 2021 году во многом стала результатом роста цен на сырьевые товары, ослабления ограничений, связанных с пандемией и сильного восстановления спроса благодаря пакетам экономических стимулов.
Поскольку эти тенденции, вероятно, ослабнут, ожидается, что тенденции международной торговли нормализуются в течение 2022 года.
Факторы, которые будут определять мировую торговлю в 2022 году
Учитывая макроэкономические тенденции, рост торговли в 2022 году будет, вероятно, ниже ожидаемого.
Международный валютный фонд пересмотрел свой прогноз роста мировой экономики в сторону понижения на 0,5 процентных пункта, учитывая сохраняющуюся инфляцию в США и опасения, связанные с сектором недвижимости Китая.
Отмечаются продолжающиеся сбои в логистике и рост цен на энергоносители, а также что усилия по сокращению цепочек поставок и диверсификации поставщиков могут повлиять на структуру мировой торговли в 2022 году.
Что касается торговых потоков, то прогнозируется тенденция к усилению регионализации, что связано с различными торговыми соглашениями и региональными инициативами, а также «растущей зависимости от географически более близких поставщиков».
Кроме того, ожидается, что структура торговли в 2022 году будет отражать растущий мировой спрос на экологически устойчивые продукты.
Также отмечается рекордный уровень мирового долга и опасения по поводу его устойчивости, которые вероятно усилятся из-за растущего инфляционного давления.
Высказывается предостережение о значительном ужесточении финансовых условий и усилении давления на правительства с самой большой задолженностью, что негативно скажется на инвестициях и международных торговых потоках.
Члены ВТО рассмотрели вопрос о том, каким образом торговля может помочь НРС оправиться от COVID-19[3]
16 февраля, в рамках заседания Подкомитета по наименее развитым странам (НРС), члены ВТО отметили резкое сокращение участия НРС в мировой торговле после вспышки пандемии COVID-19.
Секретариат ВТО представил последние тенденции в торговле товарами и услугами НРС, согласно которым пандемия COVID-19 повлекла за собой снижение их экспорта услуг на 35% и экспорта товаров на 12% в 2020 году. Товары и коммерческие услуги НРС сократились более резко, чем в среднем по миру, с 0,96% в 2019 году до 0,91% в 2020 году.
Выступая от имени Группы НРС, Чад выразил озабоченность по поводу сокращения доли НРС в мировой торговле. Делегация отметила, что цель Стамбульской программы действий по удвоению их доли в мировом экспорте к 2020 году не была достигнута, и что пандемия свела на нет экономический прогресс, достигнутый за предыдущие десять лет. Чад призвал партнеров по развитию оказать поддержку, чтобы помочь НРС оправиться от пандемии и построить устойчивую экономику.
Несколько НРС призвали членов ВТО усилить использование инструментов ВТО для укрепления роли НРС в мировой торговле, в том числе усилить меры по облегчению доступа на рынки для их товаров и услуг и устранить нетарифные барьеры, включая санитарные и фитосанитарные меры и правила происхождения. НРС также призвали членов обеспечить, чтобы они могли продолжать достигать свои цели в области торговли и развития после выхода из статуса НРС.
Несколько членов ВТО проинформировали Комитет о работе по улучшению интеграции НРС в мировую торговую систему, в том числе с помощью программ преференций, помощи в торговле и целенаправленных инициатив по наращиванию потенциала.
Подчеркнув необходимость дальнейших инвестиций в цифровую инфраструктуру НРС, Всемирный банк рассказал о своих проектах в данной области. Он также указал на Балийскую повестку дня, содержащую 12 политических рекомендаций, которые помогут развивающимся странам использовать преимущества финансовых технологий для банковских услуг. НРС подчеркнули, что помощь в устранении дефицита цифровых технологий, например, в отношении широкополосного подключения, цифровых торговых платформ и стратегий электронной торговли, поможет им еще больше интегрироваться в глобальную торговлю. Они также запросили поддержку по защите данных и кибербезопасности.
Институт ВТО по обучению и техническому сотрудничеству призвал НРС и далее обращаться с просьбами об оказании технической помощи и сообщил, что в 2021 году было проведено 80 национальных, региональных и глобальных мероприятий по наращиванию потенциала для развивающихся стран. На долю НРС в 2021 году приходилось 30% курсов электронного обучения. Цель состояла в том, чтобы обеспечить доступность технической помощи в сфере торговли для государственных служащих со стороны членов ВТО и наблюдателей, несмотря на пандемию. НРС подчеркнули важность технической помощи ВТО для эффективного участия в многосторонней торговой системе, и что отсутствие электричества и доступа к Интернету по-прежнему мешают им в полной мере воспользоваться преимуществами виртуальной деятельности.
Защитные меры США в отношении импорта корейских крупных стиральных машин и некоторых частей к ним[4]
14 мая 2018 года Корея обратилась к США с просьбой о проведении консультаций касательно защитных мер на импорт корейских крупных стиральных машин. По мнению корейской стороны, меры США противоречили положениям Соглашения ВТО по специальным защитным мерам и ГАТТ 1994.
25 мая 2018 года Таиланд выразил желание присоединиться к спору по данному вопросу.
1 июля 2019 года была сформирована Третейская группа. По итогам рассмотрения данного вопроса Третейская группа пришла к выводу, что США действовали в нарушение соглашений ВТО. В частности, были нарушены статья XIX:1(a) ГАТТ 1994 г. и статьи 2.1, 3.1, 4.1 (с), 4.2(а), 4.2 (b), 8.1 и 12.3 Соглашения по специальным защитным мерам.
Отчет Третейской группы был направлен членам ВТО 8 февраля 2022 года.
Государственные закупки КНР в рамках Доклада США «О соблюдении Китаем требований ВТО»
16 февраля 2022 года Офис торгового представителя США опубликовал[5] свой ежегодный «Доклад Конгрессу за 2021 год о соблюдении Китаем требований ВТО», в котором изложена оценка членства Китая в ВТО.
В рамках данного Доклада США сообщает, что Китай в своем Соглашении о вступлении в ВТО взял на себя обязательство присоединиться к Соглашению ВТО о государственных закупках (СГЗ) и открыть свой обширный рынок государственных закупок для США и других сторон СГЗ. Однако на сегодняшний день США, ЕС и другие стороны СГЗ считают предложение Китая крайне разочаровывающим по своему масштабу и охвату. Китай представил свое шестое пересмотренное предложение в октябре 2019 года. Это предложение показало прогресс в ряде областей, включая пороговые значения, охват на субцентральном уровне правительства, охват юридических лиц и охват услугами. Тем не менее, в виду наличия существенных недостатков, данное предложение остается неприемлемым для США и других участников СГЗ. Несмотря на то, что Китай заявил, что «ускорит процесс присоединения» к СГЗ, с октября 2019 года новых предложений от Китая не поступало. Последнее предложение Китая, представленное в июне 2021 года, содержало только обновление контрольного списка вопросов, который информирует стороны СГЗ об изменениях в существующем режиме государственных закупок Китая с момента его последнего обновления.
В соответствии с действующим режимом государственных закупок, тендеров и торгов, Китай продолжает проводить политику, отдающую предпочтение товарам, услугам и технологиям, произведенным или разработанным их национальными компаниями, выдвигая явные и неявные требования, мешающие иностранным компаниям вести честную конкуренцию. Например, несмотря на приверженность Китая равному обращению, иностранные компании продолжают сообщать о случаях, когда в тендерной документации требуются «отечественные бренды» и «местные образцы». При этом Китай предложил, но еще не принял четкие правила в отношении того, что представляет собой отечественный товар. Конкретных показателей, таких как процент добавленной стоимости в Китае, для иностранных товаров не существует, что часто работает в ущерб иностранным компаниям и их участию во многих закупках и тендерах.
Закон Китая «Об иностранных инвестициях», вступивший в силу в январе 2020 года и соответствующие меры Министерства финансов от октября 2021 года предусматривают, что Китай будет предоставлять иностранным и отечественным компаниям равный режим в отношении государственных закупок. Однако как именно эти меры смогут повлиять на государственные закупки в Китае остается пока неясным.
[1] https://unctad.org/news/global-trade-hits-record-high-285-trillion-2021-likely-be-subdued-2022
[2] https://unctad.org/system/files/official-document/ditcinf2022d1_en.pdf
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news22_e/ldevc_18feb22_e.htm
[4] https://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/cases_e/ds546_e.htm#bkmk546r
[5]https://ustr.gov/sites/default/files/enforcement/WTO/2021%20USTR%20Report%20to%20Congress%20on%20China’s%20WTO%20Compliance.pdf