Заместитель Генерального директора ВТО А. Вольф анонсировал осеннюю программу вступлений в ВТО[1]
В ближайшие недели состоятся заседания рабочих групп для двух наименее развитых стран-кандидатов в члены ВТО и будут возобновлены мероприятия по вступлению двух других кандидатов, желающих вступить в организацию.
Рабочая группа по вступлению Коморских Островов будет созвана 14 сентября, а Восточный Тимор планирует провести свое первое заседание 1 октября. Эфиопия и Узбекистан, которые в начале этого года возобновили заседания своих рабочих групп после длительного перерыва, активно готовятся к последующим встречам в ближайшие месяцы. Эти четыре страны входят в число 23 стран, находящихся в процессе вступления в ВТО.
«Вступления в ВТО стали историей успеха организации, расширив сферу действия правил ВТО до 98% мировой торговли и доведя общее число членов до 164», — прокомментировал заместитель Генерального директора ВТО Алан Вольф. «Несмотря на пандемический кризис, многие вступающие правительства остаются активными и регулярно связываются с членами и Секретариатом для продвижения технической работы».
Заместитель Генерального директора ВТО А. Вольфпояснил, что Секретариат ВТО активно поддерживает вступающие правительства посредством оказания им технической помощи и проведения информационных мероприятий, которые теперь предлагаются в виртуальном формате. Опираясь на успех проведенного в июне мероприятия «Неделя вступлений», в котором приняли участие более 800 участников, Секретариат планирует организовать мероприятия по переговорам о вступлении, связанным с сельским хозяйством, вступлениям стран из арабского региона (совместно с Арабским валютным фондом), торговле во имя мира посредством вступления в ВТО (с партнерскими организациями) и 25 лет достижений в рамках вступлений в ВТО.
[1] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/acc_01sep20_e.htm
Заместитель Генерального директора ВТО А. Вольф: Регулярное обсуждение конкретных торговых проблем помогает уменьшить торговые конфликты[2]
2 сентября на виртуальном мероприятии, организованном в рамках серии диалогов TBT@40 заместитель Генерального директора Алан Вольф заявил, что регулярное обсуждение конкретных торговых проблем в Комитете по техническим барьерам в торговле (ТБТ) помогло снизить необходимость в дорогостоящих и трудоемких судебных процессах в ВТО.
Это второе мероприятие из серии диалогов TBT@40, проходящих в этом году. Тема первого мероприятия, прошедшего в июне, была посвящена транспарентности. Сегодня в центре внимания находится сам Комитет по ТБТ и практика обсуждения «конкретных торговых проблем» (далее — КТП), что, конечно же, также является формой транспарентности.
Корни Соглашения по TБT следует искать в «Кодексе стандартов» Токийского раунда — предшественника Соглашения по TБT 1995 года.
Сам Токийский раунд, завершившийся в 1979 году, стал крупным достижением. Переговоры по нему велись в то время, когда нарастала торговая напряженность между США и Европой по сельскому хозяйству и между США и Японией в отношении как промышленных, так и сельскохозяйственных товаров. Переговоры велись на фоне неудач: ни одно крупное новое торговое соглашение, подписанное президентом США, не было реализовано, если Конгресс не одобрил соглашение заранее. Раунд не только снизил таможенные пошлины в среднем на одну треть, в результате чего рейтинг основных участников составил менее 5%, но и ввел новые правила в многостороннюю торговую систему. На Токийском раунде были рассмотрены важные нетарифные барьеры, такие как технические стандарты, антидемпинговые меры, государственные закупки и таможенная оценка. Более того, впервые была предпринята попытка объединить определенные правила урегулирования споров в единое и последовательное понимание. Это привело к появлению важного нового инструмента, обращающегося к аспекту развития торговли: «Разрешительная оговорка». Соглашения были приняты Конгрессом США почти единогласным голосованием. Важным достижением Токийского раунда стал многосторонний «Кодекс стандартов». Он впервые ввел подробные правила внутренних мер регулирования, влияющих на торговлю, что вызывает растущую обеспокоенность в ГАТТ, по крайней мере, с 60-х годов. Юридический текст настолько четко обозначил курс переговорщиков Уругвайского раунда, что большая часть исходного Кодекса осталась неизменной и включена в действующее Соглашение ВТО по ТБТ. Новый кодекс также положил начало созданию нового родственного Соглашения — Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение по СФС). Оба эти соглашения, по-прежнему, вносят важный вклад в развитие международной торговли.
В прошлом году исполнилось 50 лет со дня высадки первых людей на Луну (Аполлон-11, 19 ноября 1969 г.). Путь был подготовлен Аполлоном-10, который совершил оборот вокруг Луны всего несколькими месяцами ранее в том же году. Генеральная репетиция орбитального корабля дала Хьюстону необходимую уверенность в том, что фактическая посадка была безопасной и действительно возможной.
Точно так же Токийский раунд был только началом многосторонней торговой системы, которая могла достигать и реализовывать соглашения. Он подготовил почву для успеха Уругвайского раунда — раунда, в результате которого 25 лет назад была создана ВТО.
Одна из практик ВТО, которая выделяется и получает значительное положительное внимание — это регулярное обсуждение КТП в Комитете по ТБТ. Эти КТП стимулируют подробные технические обсуждения конкретных мер, которые (в большинстве случаев) еще не вступили в силу и, следовательно, еще не закреплены во внутреннем законодательстве. Уведомления ВТО привлекают к таким мерам внимание членов и, в случае обеспокоенности, они тщательно изучаются в Комитете. Полная прозрачность процесса примечательна: все члены и наблюдатели ВТО участвуют в обсуждении, а протоколы доступны для общественности. Это пример, которому, многие надеются, другие соглашения будут подражать. На сегодняшний день в рамках ТБТ было подано почти 40 000 уведомлений, из которых около 638 выбраны для обсуждения в Женеве (в качестве КТП). По мерам ТБТ было вынесено только 8 решений по спорам. Это не столько связано с тем, что они не вызывают споров, а скорее с тем, что они подробно обсуждаются и затрагиваемые вопросы еще могут быть решены. Этот процесс отмечают как модель, которая способствует снижению торговых конфликтов, уменьшая потребность в дорогостоящих и трудоемких судебных процессах в ВТО.
[2] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/ddgaw_02sep20_e.htm
Заместитель Генерального директора ВТО И.Ф. Ага начинает процесс подготовки годовых отчетов ВТО по мониторингу торговли[3]
Отчеты ВТО по мониторингу торговли представляют собой крупномасштабное мероприятие по обеспечению транспарентности, которое предоставляет членам ВТО регулярную обновленную информацию о последних тенденциях в реализации широкого спектра политических мер, которые способствуют, а также ограничивают потоки торговли.
После финансового кризиса 2008 года Секретариат ВТО ежегодно готовит две серии отчетов: отчеты ВТО общего характера о всех событиях, связанных с торговлей, охватывающие всех членов и наблюдателей ВТО; и совместные доклады с Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о торговых и инвестиционных мерах, принимаемых странами G20.
В сообщении, направленном 3 сентября членам и наблюдателям ВТО, заместитель Генерального директора Ионов Фредерик Ага представил подробную информацию о широком спектре мер, которые будут охвачены в отчетах, а также о сроках представления информации делегациями и процессе ее проверки Секретариатом ВТО.
В дополнение к регулярному мониторингу торговых и связанных с торговлей мер, в сообщении, направленном членам и наблюдателям ВТО, также предлагается предоставить информацию о связанных с торговлей мерах, принятых в ответ на пандемию COVID-19.
[3] https://www.wto.org/english/news_e/news20_e/trdev_04sep20_e.htm
План США по оказанию помощи фермерам, выращивающим сезонные и скоропортящиеся фрукты и овощи[4]
1 сентября 2020 года Торговое представительство США, Министерство сельского хозяйства и Министерство торговли выпустили доклад, в котором излагается план администрации Трампа по устранению угроз и барьеров для американских производителей в связи с ростом иностранного импорта сезонных и скоропортящихся фруктов и овощей.
План был разработан на основе результата публичных слушаний, в ходе которых дали показания более 60 свидетелей в дополнение к более 300 письменным заявлениям. Для поддержки американских производителей разрабатываются меры по ряду направлений.
Торговое представительство США обратится к Комиссии по международной торговле с просьбой инициировать глобальное расследование, чтобы установить, нанес ли рост импорта черники серьезный ущерб отечественным производителям.
В течение следующих 90 дней Торговое представительство США продолжит переговоры с Мексикой, чтобы решить проблемы в отношении импорта в США мексиканской клубники, болгарского перца и др.
Торговое представительство США будет работать с отечественными производителями, чтобы начать расследование Комиссии по международной торговле с целью мониторинга и расследования импорта клубники и болгарского перца.
Министерство торговли создаст информационную программу для связи с юго-восточными и другими производителями сезонных и скоропортящихся фруктов и официальный канал для предоставления информации о несправедливых субсидиях для иностранных производителей и экспортеров сезонных и скоропортящихся фруктов и овощей.
Министерство сельского хозяйства увеличит целевую группу производителей сезонных и скоропортящихся фруктов и овощей; разработает стратегию продвижения на рынок продукции отечественного производства; инициирует переговоры с федеральными партнерами.
Торговое представительство США, Министерство торговли и Министерство сельского хозяйства создадут межведомственную рабочую группу для мониторинга сезонных и скоропортящихся фруктов и овощей. Данный план не исключает дополнительных действий и расследований со стороны администрации Трампа по поддержке производителей сезонных и скоропортящихся фруктов и овощей.
[4] https://ustr.gov/about-us/policy-offices/press-office/press-releases/2020/september/federal-agencies-outline-plan-help-farmers-seasonal-and-perishable-fruits-and-vegetables