24 августа 2020 года были подведены итоги отбора казахстанских компаний в программу программы «Экспортный акселератор» на 2020 год.
Заявки на участие в программе подали 97 компаний (74 из них действующие экспортеры). После оценки компаний международными экспертами 35 компаний были рекомендованы для участия в следующих этапах программы.
«Среди данных компаний есть как новички в сфере экспорта (2 компании никогда не продавали свою продукцию за рубеж), так и компании, которые ранее осуществляли разовые поставки. И все они сегодня нацелены на долгосрочное присутствие на рынке иностранного государства», — сообщил Министр торговли и интеграции Бахыт Султанов, открывая первый обучающий вебинар по программе экспортной акселерации
В нынешнем году ставку было решено сделать на компании пищевой промышленности, которые по результатам работы акселератора смогут заключить экспортные контракты с китайскими покупателями.
«Освоение такого крупного рынка, как Китай, является одним из главных наших приоритетов», — пояснил министр. По его словам, «несмотря на масштабы китайского рынка, доступ к нему ограничен. Речь идет как о длительности самой экспортной процедуры (порядка 90 дней), так и особенностях рынка. Каким бы ни был прекрасным и полезным товар, без соответствующей рекламы и обертки, увы, его не продать. И задача акселератора научить производителей изначально ориентировать свое производство на внешние рынки. Например, если хочешь поставлять в Китай – изначально производи товар, соответствующий всем требованиям китайских техрегламентов и маркетинговым особенностям. Это и другие вопросы мы будем решать в рамках реализации проекта».
«Наши товары заслужено пользуются там спросом из-за высокого качества, но по ряду причин мы пока не представлены в достаточной мере на полках китайских магазинов. Задача акселератора – обеспечить долгосрочное присутствие наших товаров на китайском рынке», — рассказал Генеральный директор Центра развития торговой политики «QazTrade» Арман Абенов.
В рамках второго этапа (сентябрь-ноябрь) QazTrade совместно с международными экспертами из компании Pricewaterhouse Coopers создадут подробный профиль для каждого участника. В нем будет отражен анализ сильных и слабых сторон компании-экспортера, определен уровень потенциала (конкурентное особенность для экспортного рынка, продукт, степень готовности экспорта в Китай и т.п.). Профиль компании-участницы также будет содержать такую информацию, как требования технических регламентов страны назначения к казахстанской продукции. Завершают профиль для компаний-участниц рекомендации по дальнейшим шагам выхода на рынок.
Одним из последних этапов программы станет участие 35 компаний в 3-й Мировой Импортной Выставке в Шанхае CIIE-2020. Выставка за последние годы стала основной мировой площадкой для заключения сделок между предприятиями.
Как рассказал Генеральный директор Центра развития торговой политики «QazTrade» Арман Абенов, компании, которые подавали заявки на участие в программе Экспортный акселератор», но не смогли пройти отбор, пополнят резерв участников программы в следующие годы. Кроме того, по словам Абенова, ни одно предприятие без помощи не останется- в рамках текущей работы со всеми компаниями будет проводиться работа по оценке их экспортных возможностей и организации контрактов на поставку их продукции на зарубежные рынки.