Государственные закупки в Турции регулируются Законом о государственных закупках № 4734 (далее — Закон), который вступил в силу с 1 января 2003 года. С 1 июня 2019 года государственные закупки в Турции осуществляются исключительно в электронном формате, посредством Платформы электронных государственных закупок (ЕКАР) (https://ekap.kik.gov.tr). Турция является членом ВТО с 1995 года и с 1996 года имеет статус наблюдателя в рамках Соглашения ВТО о правительственных закупках. Вместе с тем, допускается участие иностранных поставщиков в государственных закупках Турции. При этом, необходимо учитывать, что Законом предусмотрена возможность предоставления 15% условной скидки для отечественных поставщиков. В соответствии со статьей 10 Закона, от участников тендера может потребоваться представить следующую информацию и документы для оценки их экономической, финансовой, профессиональной и технической квалификация:
I) для оценки экономического и финансового потенциала:
1) банковские выписки, касающиеся финансового положения участника тендера,
2) бухгалтерский баланс участника тендера, который обязательно должен быть опубликован в соответствии с соответствующим законодательством, или необходимые разделы бухгалтерского баланса, если таковые отсутствуют, эквивалентные документы,
3) отчет об общем обороте участника тендера или документы с указанием объема работ, выполняемых и выполненных участником тендера в отношении предмета закупочных процедур.
II) для оценки профессиональной и технической квалификации:
1) документы, подтверждающие, что участник тендера действует в качестве зарегистрированного члена соответствующей палаты в соответствии с действующим законодательством и имеет законное право подавать заявки,
2) в отношении предмета закупок или аналогичных работ, предпринятых участником торгов по контракту, имеющему ценность в государственном или частном секторе;
а) документы, подтверждающие опыт работы по договорам подряда, предварительные процедуры приемки которых были завершены, и договорам об оказании услуг, связанных со строительными работами, процедуры приемки которых были завершены в течение последних 15 лет
b) документы, подтверждающие опыт работы по договорам подряда, предварительные процедуры приемки которых были завершены, и договорам об оказании услуг, связанных со строительными работами, процедуры приемки которых были завершены, надзор за которыми осуществляется или управляется, по меньшей мере, в размере 80% от стоимости контракта в пределах последние пятнадцать лет,
c) документы, подтверждающие опыт для действующих контрактов на работы и контрактов на оказание услуг, связанных с контрактами на работы, которые были выполнены безупречно, контролировались и управлялись по крайней мере в соотношении 80% от общей стоимости контракта в течение последних пятнадцати лет при условии, что первоначальный стоимость контракта была завершена,
г) документы, подтверждающие опыт заключения договоров на товары и услуги за последние пять лет,
e) для переданных договоров: документы, подтверждающие опыт работы по договорам подряда, предварительные процедуры приемки которых и договоры на оказание услуг связаны со строительными работами, процедуры приемки которых были завершены в течение последних пятнадцати лет, и в договорах на товары и услуги, процедура приемки которых была завершена в течение последние пять лет при условии, что не менее 80% стоимости контракта были выполнены,
3) документы, относящиеся к производственным и / или производственным мощностям, научно-исследовательской деятельности и практике обеспечения качества претендента,
4) информация и / или документы, относящиеся к организационной структуре претендента, подтверждающие, что он / она нанимает или будет нанимать достаточное количество персонала для выполнения предмета закупок,
5) в случае закупки услуг или работ — документы, демонстрирующие образовательные и профессиональные качества управленческой команды и технического персонала участника тендера,
6) документы, относящиеся к объектам, машинам, приборам и другому оборудованию, необходимому для выполнения работ, являющихся предметом договора закупки,
7) документы, относящиеся к техническому персоналу или техническим учреждениям, ответственным за контроль качества, независимо от того, прикреплены ли они непосредственно к участнику тендера или нет,
8) сертификаты, выданные органами контроля качества, аккредитованными в соответствии с международными правилами, подтверждающие соответствие рассматриваемой работы стандартам, указанным в тендерной документации,
9) в случае запроса закупающего органа для подтверждения их точности, образцов, каталогов и / или фотографий поставляемого товара.
Процедуры и принципы регистрации иностранных физических и юридических лиц в EKAP определены решением Совета по государственным закупкам 2018/DK.D-357.[1]
В данном решении определено, что:
— В процессе регистрации иностранных физических или юридических лиц в EKAP подтверждение личности иностранных физических или юридических лиц может быть выполнено с использованием либо иностранного идентификационного номера, либо потенциального налогового идентификационного номера, в зависимости от того, что имеет значение; Иностранный идентификационный номер можно получить в Главном управлении регистрации актов гражданского состояния и гражданства, а потенциальный налоговый идентификационный номер можно получить в налоговых органах.
— Регистрация в EKAP может быть осуществлена путем предоставления этими лицами документов, выданных в соответствии с его собственным национальным законодательством, которые эквивалентны тем, которые указаны в статье 7 Положения об осуществлении электронных закупок.
Второй абзац статьи 7 Положения об осуществлении электронных закупок, касающийся регистрации в электронной платформе государственных закупок (EKAP) физических и юридических лиц, которые будут участвовать в процедурах закупок, предусматривает:[2]
«В качестве дополнения к протоколу для регистрации в EKAP необходимо представить следующие документы и информацию в Орган государственных закупок:
а) для физических лиц;
1) Оригинал или нотариально заверенная копия документа, демонстрирующего зачисление в палату, которая берется в том же году, что и регистрация протокола, и забирается из торгово-промышленной палаты и / или промышленности или из палаты купцов и ремесленников или соответствующей профессиональной палаты в который он / она зачислен,
2) Нотариально заверенная форма образца подписи,
3) Если протокол подписан представителем, то нотариально заверенная доверенность, а также нотариально заверенный образец подписи представителя,
4) Нотариально заверенная доверенность и нотариально заверенный образец подписи лиц, уполномоченных совершать сделки с использованием электронной подписи от имени физического лица.
b) для юридических лиц;
1) Оригинал или нотариально заверенная копия документа, демонстрирующая, что юридическое лицо зарегистрировано в Палате, которое берется в том же году, что и регистрация протокола, и берется из палаты торговли и / или отрасли, в которой оно зарегистрировано в соответствии с соответствующим законодательством,
2) Нотариально заверенный список доверенных подписей юридического лица,
3) Если протокол подписан представителем, то нотариально заверенная доверенность, а также нотариально заверенный образец подписи представителя,
4) Нотариально заверенная доверенность и нотариально заверенная форма подписи образца лиц, уполномоченных совершать сделки с использованием электронной подписи от имени юридического лица».
При этом, следует отметить, что в связи с изменениями в Законе в 2017 году, на этапе проведения тендера регистрация Торгово-Промышленной палаты или Профессиональной палаты больше не запрашивается. Однако тендерная комиссия просит победителя предоставить эти документы до подписания контракта. Таким образом, регистрация должна быть сделана до даты закрытия тендера.
Кроме того, на этапе проведения тендера компании предоставляют свои официальные балансы доходов и не нуждаются в предоставлении банковских справочных писем. Вместо этого победители подают банковские рекомендательные письма/гарантии до подписания контракта (в течении 10 дней с даты определения победителя, дополнительно дается 12 дней в случае, если победителем определено иностранное лицо).
Согласно статье 33 Закона, при закупках залоговое обеспечение предоставляется в размере, определяемом участником тендера, не менее 3% от цены предложения. В консультационных услугах не обязательно требовать обеспечения тендера, если это указано в тендерной документации.
В качестве обеспечения тендера принимается следующие:
а) турецкая лира,
б) гарантийные письма от банков и специальных финансовых учреждений,
c) внутренние заимствования, выпущенные заместителем министра финансов, и документы, подготовленные для замены этих счетов,
Гарантийные письма, которые могут быть оформлены иностранными банками, которым разрешено работать в Турции в соответствии с соответствующим законодательством, и гарантийные письма, которые могут быть предоставлены банками или специальными финансовыми учреждениями, действующими в Турции, по встречным гарантиям, предоставленным банками или аналогичными кредиторами, осуществляющими деятельность за границей также должны быть приняты в качестве тендерного обеспечения.
Как только компания получает контракт, участник торгов становится подрядчиком и должен предоставить гарантию исполнения обязательств (статья 43 Закона), которая обычно составляет 6% от суммы контракта и действует в течение всей поставки или при окончательном принятии, начиная с даты контракта. Все облигации должны быть выпущены турецким банком и встречно гарантированы (подтверждены) банком участника торгов.
Шаги для регистрации на ЕКАР:
1) Получить иностранный идентификационный номер или потенциальный налоговый идентификационный номер.
2) Заполнить протокол на EKAP и подписать уполномоченными лицами.
3) Приложить необходимые документы, указанные в статье 7 Регламента осуществления электронных закупок.
4) Направить протокол в Орган государственных закупок с необходимыми документами.
5) Ждать одобрения. Как только регистрация будет завершена, вам будет отправлено электронное письмо для активации. Рекомендуется подать заявку на регистрацию раньше, в связи с необходимостью времени для сбора необходимых документов и их проверки Управление по государственным закупкам.
ЕКАР — Платформа электронных государственных закупок
[1] https://www.ihaledanismanligi.com.tr/2019/02/20/registration-of-foreign-natural-and-legal-persons-on-electronic-public-procurement-platform-ekap/
[2]https://ekap.kik.gov.tr/ekap/DuyuruDetay.aspx?duyuruID=3df8a5bb5bc4e217d05d7de2ea71c4d0565e8a680ad3a5ada9bac92a02d92687