Содержание дайджеста
- Члены ВТО отдают предпочтение кандидатуре Нгози Оконджо-Ивеала на пост следующего Генерального директора, но США возражают
- Заместитель Генерального директора ВТО И Сяочжун призывает министров активизировать торговое сотрудничество, чтобы ускорить восстановление экономики
- США обжалуют отчет Третейской группы относительно тарифов США на китайские товары
- Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (далее – ПИИ) сократились на 49%, годовой прогноз остается негативным
- Индонезия начала специальное защитное расследование в отношении импорта сигаретной и упаковочной бумаги
- Председатель отметил «хронически» низкий уровень выполнения требований к нотификациям о субсидиях
- ЕС разрешено принять контрмеры против США в споре с Boeing
- Комитет ВТО рассмотрел более 60 защитных мер
- Таиланд — Таможенные и фискальные меры на сигареты из Филиппин (DS371)
28 октября Председатель Генерального Совета Дэвид Уокер из Новой Зеландии и два его координатора в процессе выбора следующего Генерального директора ВТО сообщили членам организации, что по итогам их консультаций со всеми делегациями наилучшим кандидатом для достижения консенсуса на выборах седьмого Генерального директора является Нгози Оконджо-Ивеала из Нигерии.
«Она явно получила наибольшую поддержку со стороны членов ВТО в последнем раунде, а также пользовалась ею со стороны членов ВТО всех уровней развития и географических регионов на протяжении всего процесса. Поэтому я представляю имя Нгози Оконджо-Ивеала как кандидата, который, скорее всего, приведет к достижению консенсуса, и рекомендую ее назначение Генеральным советом следующим Генеральным директором ВТО до 31 августа 2024 года», — отметил Посол Уокер.
28 октября на встрече глав делегаций Посол Уокер подчеркнул, что это была оценка «тройки» координаторов и что официальное решение должно было быть принято членами на заседании Генерального Совета, которое он назначил на 9 ноября. Генеральный совет — это главный орган ВТО, принимающий решения, не считая Министерской конференции, которая обычно собирается раз в два года.
Однако представленная оценка была оспорена США, которые заявили, что будут продолжать поддерживать министра Ю Мён Хи из Республики Корея и не смогут поддержать кандидатуру доктора Нгози Оконджо-Ивеала.
Посол Уокер отметил, что члены выразили свое мнение ему, Послу Дасио Кастильо (Гондурас) и Послу Харальду Аспелунду (Исландия) во время третьего и заключительного этапа консультаций с 19 по 27 октября.
Председатель Генерального Совета объяснил, что с тех пор, как начался процесс замены бывшего Генерального директора Роберто Азеведо, конечной целью этого взвешенного и четко определенного процесса выборов было обеспечение единогласного решения членов ВТО. Он поблагодарил членов за их приверженность руководящим принципам организации и за их активное участие в этом мероприятии.
Выступая на виртуальной встрече министров, организованной 27 октября правительством Австралии в преддверии ежегодной встречи ОЭСР, заместитель Генерального директора И Сяочжун призвал активизировать сотрудничество с ВТО, чтобы заложить основу для устойчивого экономического восстановления после COVID-19. «Устойчивое и всеобъемлющее восстановление экономики требует открытой и предсказуемой международной торговли, поддерживаемой хорошо функционирующей торговой системой», — сказал он.
На неофициальной сессии, созванной Австралией, были рассмотрены два вопроса: как сократить разногласия и продвинуться к соглашению на переговорах ВТО по субсидиям рыболовства и как ВТО может наилучшим образом способствовать восстановлению мировой экономики после ущерба, нанесенного пандемией.
Комментарии заместителя Генерального директора ВТО И Сяочжуна:
В экономике в целом торговля остается катализатором роста и производительности. Закрытие рынков для торговли будет означать дополнительный шок для поставок.
Расширение сотрудничества в ВТО может снять напряженность и обеспечить большую уверенность в международной торговле. Есть возможности для гораздо большего. Группы членов ВТО обсуждают правила цифровой торговли, содействия инвестициям и внутреннего регулирования услуг. Каждая из них поможет заполнить пробелы в глобальной торговой архитектуре.
На сессии несколько членов выдвинули идеи по повышению устойчивости цепочек поставок, что уменьшит стимулы для ограничения торговли в будущих кризисах.
США обжалуют отчет Третейской группы относительно тарифов США на китайские товары
26 октября США уведомили Орган по разрешению споров о своем решении обжаловать отчет Третейской группы по делу, возбужденному Китаем: «США — Тарифные меры на определенные товары из Китая» (DS543). Отчет Третейской группы был разослан членам ВТО 15 сентября.
В отчете Третейская группа пришла к выводу, что:
а) стороны не достигли взаимоприемлемого решения по статье 12.7 Договоренности о правилах и процедурах разрешения споров (далее – ДРС) или иным образом отказались от своих прав на осуществление действий ВТО по урегулированию споров по мерам, рассматриваемым в данном споре;
б)все меры, оспариваемые Китаем, относятся к компетенции Третейской группы, в связи с чем будет приемлемым если Третейская группа сделает выводы и рекомендации в отношении первой меры, указанной в запросе Китая (дополнительные пошлины в размере 25% на товары из Перечня № 1), и второй меры с изменениями от 9 мая 2019 года (дополнительные пошлины в размере 25% на товары из Перечня № 2);
с) оспариваемые меры, прежде всего, несовместимы со статьями I:1, II:1(a) и II:1(b) ГАТТ 1994 года;
д) США не выполнили свое обязательство по статье XX(а) ГАТТ 1994 года.
В результате, Третейская группа сделала заключение, что рассматриваемые меры несовместимы со статьями I:1, II:1(a) и II:1(b) ГАТТ 1994 года.
В соответствии со статьей 3.8 ДРС, в случаях нарушения обязательств, принятых на основе охваченного соглашения, возбуждаемое дело считается, прежде всего, делом об аннулировании или сокращении выгод. Третейская группа сделала заключение, что в той мере, в какой рассматриваемые меры несовместимы с определенными положениями ГАТТ 1994 года, они аннулировали или сократили выгоды, получаемые Китаем по этому соглашению по смыслу статьи XXIII:1(а) ГАТТ 1994 года.
В соответствии со статьей 19.1 ДРС, Третейская группа рекомендовала США привести свои меры в соответствие со своими обязательствами по ГАТТ 1994 года.
Последний мониторинг глобальных инвестиционных тенденций ЮНКТАД, опубликованный 27 октября 2020 года, показывает, что глобальные потоки ПИИ сократились на 49% в первой половине 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года из-за экономических последствий COVID-19.
Вслед за пандемией локдауны во всем мире замедлили реализацию действующих инвестиционных проектов и вынудили бизнес пересмотреть новые проекты.
«Сокращение ПИИ оказалось более резким, чем мы ожидали, особенно в развитых странах. Развивающиеся страны пострадали в гораздо меньшей степени в первой половине года», — сказал Джеймс Чжан, директор ЮНКТАД по инвестициям и предпринимательству. «Перспективы остаются крайне неопределенными».
Наибольший спад наблюдается в развитых странах, где в первом полугодии приток иностранных инвестиций упал на 75%, общий объем составил 98 млрд. долл. США по сравнению с 2019 годом.
В Северной Америке падение составило 56% (68 млрд).
В развивающихся странах объем ПИИ сократился лишь на 16% во многом благодаря устойчивой динамике инвестиций в Китае.
В Азии приток инвестиций уменьшился на 12%, в Африке – на 28%, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – на 25%.
За первое полугодие на развивающиеся страны Азии пришлось более половины всех мировых инвестиций. Приток же инвестиций в страны с переходной экономикой упал на 81%, во многом из-за сильного спада в Российской Федерации.
Согласно докладу, за три квартала 2020 года число объявленных ПИИ в новые проекты снизилось на 37%, трансграничных проектов – на 15%, международное проектное финансирование – на 25%.
Согласно годовому прогнозу притока ПИИ, падение составит 30-40%.
27 октября 2020 года Индонезия уведомила Комитет ВТО по специальным защитным мерам о том, что 26 октября 2020 года она инициировала специальное защитное расследование в отношении импорта сигаретной и упаковочной бумаги для штекеров, непористой, в виде рулонов, покрытой или не покрытой, классифицируемой кодами HS: 4813.20.00, 4813.90.10 и 4813.90.90) Заявление поступило от индонезийской целлюлозно-бумажной Ассоциации (Asosiasi Pulp dan Kertas Indonesia/APKI). По результатам изучения обращения о наличии достаточных доказательств следственным органом принято решение начать специальное защитное расследование.
Следственный орган, занимающийся специальным защитным расследованием, принимает заявки от лиц, имеющих существенный интерес и желающих выступить в данном расследовании в качестве заинтересованных сторон, которые должны представить просьбу в течение 15 рабочих дней с даты возбуждения дела в следственный орган в письменном и электронном виде.
В соответствии со статьей 3.1 Соглашения ВТО о защитных мерах, правительство Республики Индонезия проведет слушание, для того чтобы предоставить возможность членам ВТО, имеющим существенный интерес, представить свои доказательства и мнения. Слушание пройдет 19 ноября 2020 года в 10.00-11.30 утра по времени Индонезии. Все заинтересованные лица, желающие принять участие в судебном заседании, а также все письменные доказательства должны представляться в следственный орган не позднее 16 ноября 2020 года (G/SG/N/6/IDN/37).
Председатель отметил «хронически» низкий уровень выполнения требований к нотификациям о субсидиях
Члены ВТО по-прежнему отстают в выполнении своих обязательств по предоставлению нотификаций о своих программах субсидирования. Такова была оценка, данная председателем Комитета ВТО по субсидиям и компенсационным мерам на совещании 27 октября.
Несмотря на то, что срок сдачи истек более года назад, 83 члена ВТО еще не направили полностью оформленные нотификации о субсидиях за 2019 год. В дополнение 68 членов ВТО до сих пор не направили нотификации о субсидиях за 2017 год, хотя срок сдачи истек более трех лет назад, а 58 членов ВТО еще не направили нотификации за 2015 год, которые должны были поступить более пяти лет назад.
США было высказано предложение (G/SCM/W/557/Rev.4) по обеспечению предоставления своевременных ответов на вопросы членов ВТО касательно программ субсидирования других членов ВТО. Такие страны, как Канада, ЕС, Норвегия, США и Япония, выразили свою обеспокоенность предоставленными субсидиями, создающими в некоторых отраслях избыточные производственные мощности.
По результатам заседания новым Председателем Комитета по субсидиям и компенсационным мерам была избрана г-жа Сунгё Чой (Республика Корея). Следующее заседание Комитета по субсидиям и компенсационным мерам запланировано на 26 апреля 2021 года.
ЕС разрешено принять контрмеры против США в споре с Boeing
26 октября на заседании Органа по разрешению споров члены ВТО удовлетворили запрос ЕС о разрешении применить контрмеры в торговле товарами и услугами США с ЕС на сумму до 4 млрд долл. США в год. Разрешение было предоставлено в соответствии с решением арбитра ВТО, основанным на споре между ЕС и США по поводу государственных субсидий компании Боинг (Boeing).
DS353[8]: США — Меры, влияющие на торговлю крупными гражданскими самолетами — Вторая жалоба.
По мнению ЕС это решение является завершением примерно 16-летнего судебного разбирательства, в котором США жаловались на субсидии ЕС для Airbus, а ЕС жаловался на субсидии США для Boeing.
США заявили, что недавно представили предложения по разумному урегулированию, которое обеспечит равные условия для США, ЕС и Соединенного Королевства, и что при должном взаимодействии стороны могут найти решение в короткие сроки.
Соединенное Королевство выразило удовлетворение тем, что арбитр санкционировал контрмеры на сумму почти 4 миллиарда долларов США, и выразило надежду на то, что решение приведет к существенному прогрессу в переговорах о справедливом и сбалансированном урегулировании, с тем чтобы окончательно разрешить эти споры.
В данном споре Казахстан не участвует в качестве третьей стороны.
Комитет ВТО рассмотрел более 60 защитных мер
26 октября на заседании Комитета по специальным защитным мерам члены ВТО рассмотрели более 60 расследований. Большое количество рассматриваемых действий отчасти связано с тем, что весеннее заседание не состоялось из-за пандемии COVID-19. Специальные защитные меры ЕС в отношении импорта стальной продукции также вызывают большое количество комментариев со стороны членов. Члены также обсудили проводимый Соединенным Королевством «переходный обзор» специальных защитных мер, вводимых в настоящее время ЕС.
Таиланд — Таможенные и фискальные меры на сигареты из Филиппин (DS371)
Председатель ОРС, Посол Дасио Кастильо (Гондурас), сообщил членам, что в настоящее время все еще продолжаются консультации с Филиппинами и Таиландом в отношении урегулирования их разногласий в споре относительно следующих шагов в разбирательстве по торговому спору DS371.
Справочно: данный торговый спор касается запроса Филиппин на приостановление предоставления ими уступок и исполнения обязательств по отношению к Таиланду в размере 594 миллионов долларов США ежегодно, в связи с тем, что Таиланд, по их мнению, не исполнил в полной мере рекомендации и решения ОРС в рамках торгового спора, где Таиланд применял таможенные и фискальные меры в отношении сигарет из Филиппин (практика по таможенной оценке, акцизные налоги, налог на здравоохранение, НДС, лицензионные требования по розничной торговле и импортные гарантии, налагаемые на импортеров сигарет), противоречащих праву ВТО.
Филиппины и Таиланд заявили, что остаются приверженными своим позициям, изложенным на предыдущих заседаниях ОРС. При этом обе стороны также по-прежнему привержены поиску взаимоприемлемого решения по данному спору. Вместе с тем, Филиппины заявили, что для Председателя и для других членов ВТО должно стать очевидным то обстоятельство, что Таиланд, как проигрывающая сторона в споре, не может конструктивно подойти к решению данного вопроса. Филиппины заявили, что согласно применимым правилам ВТО имеются два способа решения данного спора: ОРС удовлетворяет запрос Филиппин о применении ответных мер в отношении Таиланда за неисполнение решения и рекомендаций ОРС, либо Таиланд оспаривает запрос Филиппин и вопрос направляется на рассмотрение арбитража.
Таиланд, в свою очередь, заявил, что в контексте настоящего спора не существует возможного правильного толкования правил ВТО по разрешению споров или предыдущего последовательного соглашения с Филиппинами, которое бы разрешало Филиппинам направить дальнейший запрос. Запрос Филиппин об ответных мерах юридически безоснователен, так как он сделан после истечения 30-дневного срока по направлению соответствующих запросов. Реальной проблемой, по словам Таиланда, является отсутствие в ВТО функционирующего Апеляционного органа.
ЕС заявили, что Филиппины и Таиланд могут также прибегнуть к альтернативным средствам разрешения споров, например, такому как Многостороннее временное апелляционное арбитражное соглашение (MPIA).